Короче говоря, картина вырисовывается очень неприятная - и для Михаила Саакашвили, и для его заокеанских покровителей, которым того и гляди придется с зубовным скрежетом признать, что их "Майкл" - демократ липовый, а в Грузии на высшем уровне процветают совершенно мафиозные порядки. Сколько ни хвалили Мишико из Госдепа, как ни проявлял дружелюбие Маккейн, выясняется, что успехи грузинского президента на поприще политических реформ и построения гражданского общества, мягко говоря, преувеличены. Впрочем, разве для грузин в этом есть что-то новое? В Сакартвело привыкли, что сверху так давят и притесняют, что никакой другой силы, кроме клики Саакашвили, в стране толком образоваться и не может.
Дэймон Уилсон, исполнительный вице-президент Атлантического совета, признает, что политическое доминирование нынешнего президента и бессилие оппозиции пагубно влияет на страну. Грубо говоря, нынешняя Грузия напоминает красивое спелое яблоко, изнутри сплошь изъеденное червяками.
"Это нездоровая динамика. Это и неудача оппозиции, и неудача правительства. То, что оппозиции не удалось стать жизнеспособной политической силой, подвергает риску ожидания Грузии в плане движения в сторону Запада, и политическая сила правительства является его же самой большой ответственностью, потому что Грузии нужна жизнеспособная оппозиция", - беспокоится Уилсон.
Впрочем, судя по всему, официальному Тбилиси глубоко плевать, насколько он - на действительном, а не декларативном уровне - движется в сторону Запада. Уж так гнобить живой росток оппозиции, как ныне гнобят Бидзину Иванишвили, мало где умеют. Об этом тоже напомнил Ираклий Аласания, который очень хотел бы поучаствовать в политической карьере миллиардера. Звериная агрессия грузинских властей против вменяемого и располагающего массой возможностей бизнесмена убедительно доказывает: никакой реальной оппозиции Михаил Саакашвили в стране видеть не хочет. Он так ее боится, что ломит грубой силой, не заботясь, как это выглядит со стороны. И это не может не вызывать тревогу на Западе. Правда, пока что больше там беспокоятся о том, что Грузия теряет лицо.
"Я озабочен тем, что грузинское руководство слишком бурно реагирует на Иванишвили, - говорит Уилсон. - Из-за этого они привлекут больше внимания к своим действиям, чем к действиям Иванишвили".
Здесь получается странный парадокс: и Западу, и Грузии невыгодно, чтобы к темным закулисным делишкам Саакашвили было привлечено слишком много внимания. Для Европы и Америки, сделавших Мишико рукопожатым политиком, это будет настоящим фиаско: ласкали бандита. Соответственно, грузинскому лидеру тоже совсем не надо, чтобы мир увидел его подлинное лицо. Ведь в таком случае Западу придется, пусть и с внутренним сожалением, но сбросить эту крапленую карту. Поэтому обе стороны будут изо всех сил делать вид, что все хорошо. Но сколько еще получится притворяться, что в Грузии царит демократия и свобода, если свидетельства авторитаризма и преступности тамошнего правительства уже переходят все границы?