Минобразования России ранее обозначило список неэффективных государственных вузов, подлежащих реорганизации или закрытию. Больше всего их оказалось на Северном Кавказе. Теперь же в закон об образовании собираются добавить положение о мониторинге частных учебных заведений, что приведет и к их сокращению в СКФО. Куда подастся в таком случае северокавказская молодежь - в техникумы или в леса?
В проекте закона "Об образовании" появилась поправка, касающаяся частных вузов. В случае ее принятия они, наравне с государственными, будут подвержены регулярным проверкам Министерства образования. Если ревизоры будут достаточно честны, то многие северокавказские частные вузы и особенно их районные филиалы, которые ютятся в приспособленных помещениях, к концу 2013 года лишатся лицензий. А весной следующего года должны быть реорганизованы или закрыты неэффективные государственные вузы.
В СКФО сейчас действуют 30 государственных и 34 негосударственных вуза, а также 117 филиалов различных российских вузов. По результатам мониторинга государственных учреждений высшего профессионального образования в округе, едва ли не половина из них была признана неэффективной.
Правда, критерии, по которым оценивали учебные заведения, больше подходят для коммерческих предприятий, нежели для университетов. Учитывалось количество аудиторий, доходы учебного заведения, число иностранцев среди студентов, средний бал абитуриентов по ЕГЭ. Из-за этого провинциальные вузы, куда поступали с более низкими показателями Единого госэкзамена, оказались в группе риска. Туда же попали многие ведущие вузы северокавказских республик, которые не могут привлечь иностранцев из-за отсутствия общей стабильности. В Ингушетии, Северной Осетии и Чечне, согласно рейтингу Минобразования, надо закрыть все государственные вузы. На Ставрополье же негоден каждый пятый.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сразу после опубликования результатов мониторинга заявил, что не позволит закрыть Ингушский государственный университет. Дагестан и вовсе пригласил министра образования Дмитрия Ливанова в гости, чтобы он воочию убедился в качестве дагестанского образования. Он приехал, расчувствовался и заверил, что не собирается сокращать систему образования. "Речь не идет о реорганизации, тем более закрытии каких-то учебных заведений. Речь идет о более акцентированной, адресной поддержке высших учебных заведений", - объявил он уже после того, как в СМИ целый месяц муссировали тему закрытия вузов.
На примере Ставропольского края адресная поддержка выглядит так: три неэффективных университета - Пятигорский технологический, Ставропольский государственный и Северо-Кавказский технический - объединили в один окружной вуз - СКФУ. Это должно решить проблему с раздутыми штатами СГУ, с хозяйственными проблемами и коррупцией в бывшем "политехе". Студентов не сокращают, выметая из отчетов лишь "мертвые души".
Впрочем, выпускники того же Пятигорского технологического свою "альма-матер" неэффективной не считают. Окончивший этот вуз бывший член правления Ассоциации студентов Северного Кавказа Евгений Козлов заявил корреспонденту "Большого Кавказа", что его работодатели дипломом ПГТУ довольны. "Если ты хочешь получить образование, то ты его получишь, а если нет, в любом вузе не получишь, - полагает он. - Если ты сам эффективный, то и получишь эффективное образование. Я работал по профессии, но потом мне захотелось чего-нибудь другого. Работодателям сейчас не важно, какой у тебя диплом. Высшее образование как галочка. Главное - то, что ты умеешь".
В то же время Евгений Козлов согласен, что филиалов на Северном Кавказе развелось достаточно много, и их можно "позакрывать", а вузы "со своей историей оставить". Смысла в реорганизации путем объединения нескольких учебных заведений в одно он не видит. Более того, конкуренция, на его взгляд, способствовала бы повышению качества образования.
Некоторые эксперты пугают власти студенческими бунтами в случае, если массово будут закрываться филиалы и мелкие вузы по стране. Северному Кавказу это грозит в меньшей степени, поскольку здесь меньше социально активных людей. Зато здесь велик риск того, что молодежь потянется в "леса", к экстремистам, ибо в армию молодых людей из республик берут неохотно, вузы сократят, да и с трудоустройством серьезные проблемы, так как мало работающих предприятий. Такие опасения высказывала, например, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.
А вот Евгений Козлов полагает, что экстремистами могут быть и студенты, если им не интересно учиться. "Если правительство об этом беспокоится, сделайте так, чтобы молодежи было чем заниматься. Развивайте спорт, культуру. Узнайте, что интересно молодежи, и все будет прекрасно и замечательно", - считает выпускник пятигорского вуза.
Вообще-то заветная мечта чиновников от образования - возрождение средних учебных заведений, куда нынче молодые люди поступают с крайней неохотой. В самом деле, зачем учиться на сварщика, если за те же деньги можно получить диплом юриста в каком-нибудь районном филиале вуза с громким всероссийским названием? А теперь представьте, что филиалы закроют, причем не только государственные, но и частные. Конкурс в оставшиеся вузы возрастет, и тем, кто не прошел по нему, волей неволей придется идти в колледжи и училища. Это не очень престижно, и кавказская молодежь альтернативе вряд ли обрадуется. Но такова государственная политика.