Несколько особняком смотрелись речи романтика грузинской политики лидера Лейбористкой партии Шалвы Нателашвили, который свято верит, что стоит просто попросить и его Родину оставят в покое. Поскольку все беды Грузии, по его твердому убеждению, как раз из-засоперничества на Кавказе России и Соединенных Штатов. Для политика такой подход несколько необычен. Поскольку вряд ли он не догадывается, что его более удачливые коллеги, находящиеся у власти и стремящиеся к ней, как раз и строят свою политическую стратегию на этом соперничестве.
Только, чтобы быть полноценным «игроком» в этой геополитической партии нужно иметь прямой выход к обеим соперничающим сторонам. А не уповать сугубо на богатого заокеанского дядюшку, раздражая его жалобами на несговорчивого северного соседа. Недаром, наверное, даже оппозиционные грузинские лидеры, известные своим стойким западничеством, заговорили вдруг о необходимости налаживания контактов с Россией. Интуитивно и Нателашвили стремится найти для грузинской внешней политики прочную вторую опору. Стояние на одной ноге Грузии дивидендов не принесло. Так, очевидно, и родилась его формула Грузии, как «ареала сотрудничества и дружбы» между США и Россией.
Что же до официальной власти, с которой Кремль после событий августа прошлого года, повлекших за собой гибель мирного осетинского населения и российских миротворцев, дел иметь не желает, то свободы политического маневра у нее практически не осталось. Вот и приходится Михаилу Саакашвили неотрывно следить за каждым словом вашингтонских покровителей и моментально откликаться. «США безусловно выразили поддержку Грузии», - заявил президент Грузии, которого цитирует «Интерфакс».
Саакашвили при этом особо отметил, что позиция США по Грузии была зафиксирована Бараком Обамой на первой же встрече с президентом РФ. Возможно тбилисскому сидельцу и невдомек, что тема его августовской авантюры, повлекшая за собой столь далеко идущие последствия, как признание Россией Южной Осетии и Абхазии, была обозначена в известных формулировках, дабы не мешать дальнейшему конструктивному ходу бесед двух президентов.
Саакашвили подчеркнул, «все о чем говорило руководство Грузии подтверждается, а именно то, что у Грузии есть поддержка и в будущем будет еще большая поддержка». Естественно, что вслед за речью лидера в ход пошло многоголосье грузинского агитпропа. «Тот факт, что этот вопрос есть и остается одним из проблематичных в отношениях между США и Россией дает нам ту гарантию, что в будущем мы сможем более активно работать по урегулированию данных проблем», - заявил посол Грузии в США Бату Кутелия грузинским журналистам. Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани считает, что Обама, касаясь Грузии, четко зафиксировал, что новая администрация США не уступит вопрос Грузии, принципиально поставит вопрос ее территориальной целостности.
Но вот «неудобная тема» Грузии отодвинута на задний план, позиции двух стран озвучены. Каков итог? В целом он позитивен и для США, и для России. Сам визит Барака Обамы в Москву уже развенчал надежды официального Тбилиси на то, что в своих отношениях с Москвой Вашингтон будет руководствоваться политическими и территориальными претензиями Грузии и будет действовать чуть ли не под диктовку «светоча демократии» в регионе.
В отношении Южного Кавказа, судя по заявлениям своих лидеров, Россия и США остались при своих интересах. Американцы сохранили в своих руках «занозу» для России в виде послушного тбилисского режима. Россию же даже непризнание Западом Южной Осетии и Абхазии, возможно, в нынешних условиях устраивает. Ведь страны с нерешенными территориальными проблемами в Североатлантический блок, куда рвется Грузия, не принимают. Значит, продвижение альянса на Восток, к границам России, приостановлено.