Грузия от мирного процесса, который вела до 2006 года, перешла в режим диктата, поставив стороны конфликта перед фактами. В этом были наши ошибочные действия, и это очень хорошо изучила Россия, поняв, что грузинской власти нужны непременно ежедневно какие-то успехи, и дала возможность Грузии через популизм, авантюризм и волюнтаризм вовлечь себя в тот капкан, который был выставлен в Цхинвале.
Корр.: Какими вы представляете себе отношения с осетинами и абхазами в ближайшем будущем и в перспективе?
- В ближайшем будущем я перспектив не вижу, но в далеком будущем они есть. Грузия должна бросить все силы на строительство демократического государства. Я уверен, что Россия ещё долго не будет демократическим государством. А Грузия может преуспеть в этом деле и лет через пять, максимум 10 лет, дать осетинам и абхазам выбор: между реальной демократической Грузией, которая не угрожает никаким народам, а наоборот предлагает им развитие через демократические ценности и гражданские отношения, или существующим российским авторитаризмом, который, я думаю, к тому времени не исчезнет. И Россия не будет привлекательной страной для абхазов и осетин. Если поставить перед ними такой выбор, я думаю, можно будет начать заново процесс вовлечения их в какие-то общеевропейские институты - гражданские и демократические, где они могли бы себя чувствовать более надежно.
В России абхазы и осетины будут сейчас лицами кавказской национальности. Грузия им предлагает быть в составе единого общего государства. Я думаю, что через некоторое время, лет через пять, можно будет об этом говорить. А пока, конечно, в ближайшем будущем, об этом говорить несерьезно.
Сосо Цинцадзе, политолог, президент Грузинской дипломатической академии:
- Это большая трагедия - потеря исконно грузинских исторических территорий. Плюс 50-60 тысяч дополнительных беженцев. И постоянные провокации криминально-бандитского режима господина Кокойты. И главное: видимо, всё-таки на долгое время российско-грузинские отношения оказались в глубоком тупике. Вот это сейчас невооруженным глазом можно увидеть
А в перспективе Грузия должна как-то сосредоточиться, собрать все силы, ускорить реформы, чтобы сделаться привлекательной для осетинского и абхазского народов. Я имею в виду жителей, а не руководителей сепаратистских режимов. Мы должны провести модернизацию всего общества, найти в себе политическую волю и здравый смысл с целью объединить весь народ в один кулак. Этот кулак, конечно, никогда не станет агрессивным. Но все то, что сегодня происходит в Грузии - разгромленная, сегментизированная оппозиция, что отдает рикошетом на общество - это, конечно, только льёт воду на мельницу России.
В сухом остатке мы имеем уже оккупированные наши территории. До августа мы имели сепаратистки настроенные наши регионы: не исключались прямые контакты, взаимоотношения, налаживание мостов среди людей, среди простых жителей. Сейчас это уже территории, оккупированные российскими военными силами. Россия уже укрепляет так называемую границу и на границе стоят российские пограничники.
Нам стоило большого труда в своё время освободиться от русских пограничников на грузино-турецкой границе. Но сейчас видимо наша дипломатическая активность должна быть направлена на то, чтобы освободиться от российских пограничников на грузинской территории.
И то, что Россия оказалась сейчас в компании Никарагуа, это, я думаю, не делает чести ни бывшему президенту и реальному правителю России, ни нынешнему президенту и фиктивному правителю России. Вот то, что мы сегодня имеем. Даже Белоруссия не признает Сухуми и Цхинвали независимыми государствами, не говоря уже о других членах СНГ, которое на ладан дышит. Это тоже о многом говорит. Россия не стала притягательной силой для своих ближайших соседей, не говоря уже о дальнем зарубежье. Хотя на это российские политики предпочитают закрывать глаза.
Корр.: Как Вы считаете, могла ли Грузия избежать прошлогодней войны. Что для этого нужно было делать?
- Войны всегда можно избежать, если никто не хочет активизировать этот процесс. Но, видимо, Грузия недостаточно тогда била тревогу. Видимо, наши политики недостаточно тогда громко извещали весь мир о том, что целых две недели, нет, даже больше - 20 дней артиллерия Кокойты бомбила грузинские деревни.