Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Грузинские политологи: Грузия ошибалась, но виновата Россия
07 августа 2009 11:53 Пятница

Об этом в открытую писали наблюдатели ОБСЕ. Пикантный факт: это письменно подтвердил даже русский генерал Кулахметов, который официально написал, что Кокойты сорвался и бомбит грузинские села. Что оставалось грузинским офицерам? Защитить своих граждан. Осетины тоже наши граждане, но хотя бы защитить этнических грузин, грузинские села. И то, что 135 деревень в Цхинвальском регионе сегодня практически не существуют. И это всё происходит при попустительстве российского генералитета. Это тоже наводит на размышления.

И вот сейчас, когда, извиняюсь за выражение, болтают, что все должно начаться с чистого лица, что у нас историческая общность, общее прошлое, и Грузия должна забыть то, что Цхинвали и Сухуми  - это грузинские города, и должна свыкнуться с мыслью, что на территории Грузии, которая признана всем цивилизованным миром, должны находиться три российских посла - в Сухуми, Цхинвали и Тбилиси -никогда этого не будет.

  Арчил Гегешидзе, политолог, член Грузинского фонда стратегических и международных исследований:

- Это были исторические события. Мы очень сожалеем, что они имели место. Но можно ли было их избежать, если известен следующий исторический контекст? Если мы проследим ход событий, начиная с периода после «революции роз» в Грузии, окажется, что эти события тем или иным образом случились бы. Почему? Потому, что, с одной стороны, для России после «революции роз» в Грузии и «оранжевой революции» на Украине стало ясно: постсоветское пространство уходит из-под контроля. Надо было что-то предпринимать. Россия ввела, в конце концов, экономические санкции. Они не сработали. После этого было решено, что, разморозив югоосетинский конфликт, можно было бы остановить этот процесс.

Югоосетинский конфликт считался опасным. И кульминация - решение, что только таким путем Грузию можно становить, наступила весной 2008 года. Тогда решился косовский конфликт, и стало ясно, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Для России это означало - надо что-то предпринимать, чтобы не было поздно, чтобы этот процесс остановить. Тогда Россией и было принято решение развивать отношения с Абхазией и Южной Осетией, укреплять там военные базы и военную инфраструктуру.

3585.jpeg В Грузии, к сожалению, в это время укрепились люди, которые считали, что грузинская армия уже настолько сильна, настолько опытна, в том числе после участия в войне в Афганистане, что она уже может отразить агрессию. Они не допускали, что агрессия России будет настолько масштабной, что Россия будет использовать силу против Грузии.

Определенные ошибки допущены и со стороны западного сообщества, которое, в принципе, вяло и неискусно участвовало в миротворческом процессе, и, в основном, наблюдало за этим процессом.

А правительства в Сухуми и Цхинвали все более вызывающе себя вели, укрепляя позиции «ястребов» в грузинском правительстве. В конце концов, когда накалилась обстановка в начале августа, совпадение всех этих факторов вызвало те события, которые случились и которые привели к тому, что десятки тысяч людей потеряли свой кров, были вынуждены покинуть свои дома в Южной Осетии и в Кодорском ущелье в Абхазии.

Это было очень трудное время для грузинского народа, для становления независимости Грузии. Россия всегда негативно относилась к этому, но не допускала возможности доведения дел до настоящей войны. Но когда война, хоть и кратковременная, случилась, все увидели, что такое война, тем более с народом, с которым у грузин всегда были хорошие отношения. Это стало тяжелым моральным, психологическим моментом. И до сих пор груз событий прошлогоднего августа мы на себе ощущаем.

Итогом стало углубление экономических проблем, усугубленных мировым кризисом, спад экономики. Если брать основные ориентиры Грузии, то интеграция в НАТО и Евросоюз стали еще более отдаленной перспективой.

Можно допустить, что все-таки мы друг от друга никуда убежать не можем. Нам придется вместе - грузинам, абхазам и осетинам - создавать среду, в которой мы все тут живем. Когда Россия отсюда уйдет, когда к нам придет осознание ответственности за наше общее будущее, тогда откроется путь к настоящему диалогу. Но это - недостаточное условие для того, чтобы абхазский и осетинский народы присоединились. Нам не должны мешать извне, не должны провоцировать на столкновения  и трения. Нам должны всячески помогать, чтобы мы быстрее нашли новый язык. Тогда тут наступит спокойствие в целом регионе, стабилизируется ситуация. Тогда откроются большие возможности, перспективы. И перед такой перспективой мы все найдем общий язык. Говорят, что влюбленные - это не те, кто смотрит друг другу в глаза, а те, кто вместе смотрят в будущее. Если мы в одном направлении будем смотреть и двигаться, тогда больше шансов, что мы, в конце концов, найдем общий язык и примиримся.

Артем Горбунов

< 1 2 3
топ видео
новости региона