"Анжи" решил отказаться от услуг дорогостоящих игроков - как российских, так и зарубежных. Главным тренером команды станет отечественный специалист Гаджи Гаджиев, бюджет клуба сократится до $50-70 млн. Об этом рассказал сегодня председатель совета директоров "Анжи" Константин Ремчуков в своем Twitter. По предварительным данным, игроки дагестанской команды Игорь Денисов, Юрий Жирков и Александр Кокорин уже согласовали условия контракта с московским "Динамо". Ранее говорилось, что в столичный клуб может перебраться и вратарь махачкалинцев Владимир Габулов. Обозреватель BigCaucasus обратил внимание на символизм событий в "Анжи".
Порой в спорте разыгрываются сценарии, предвещающие некие масштабные общезначимые явления. Скажем, локаут в НХЛ смоделировал в миниатюре ситуацию мирового экономического кризиса 2008 года. Впервые из-за финансовых разногласий между игроками и владельцами клубов хоккейный чемпионат североамериканской лиги бы приостановлен на три месяца в 1994 году, а спустя 10 лет по тем же причинам пришлось уже отменить сезон 2004-05. За четыре года до наступления глобального кризиса хоккей наглядно продемонстрировал миру, чем грозит потеря связи между ценой на товар и его объективной стоимостью.
В мире спорта находят отражение и более глубокие социальные процессы. Выдающийся французский мыслитель Мишель Фуко в своих работах показал, как на определенном этапе развития общества тело человека превращается в объект интереса власти. Физические упражнения не только оздоравливают, но дисциплинируют граждан, делают их тела послушными. Преподавание физкультуры и военного дела, где культивируется чувство локтя, становится важнейшим условием формирования политической нации.
Власть может быть как политической, так и экономической. И на примере футбола - самого массового вида спорта - легко проследить, кто является заказчиком "послушного тела". В западноевропейские клубы, как правило, вкладываются частные компании. Звезды мирового футбола связаны контрактами с производителями, зачастую не имеющими никакого отношения к спорту. По большому счету, известные игроки рекламируют не товар, а некий образ жизни с его набором ценностей. Популяризируя футбол, западные корпорации инвестируют капитал в общество потребления - однородное и управляемое.
Ни для кого не секрет, что в России владельцы ведущих команд так или иначе имеют отношение к государственным структурам. "Послушным телом" в нашей стране является лекторат. Патриотизм, проповедуемый стоящими у власти консерваторами, во многом рассчитан на многомиллионную армию умеренных болельщиков, с удовольствием распевающих на стадионах национальный гимн во время международных матчей. И даже радикальные фанаты, представляющие ультраправое, националистическое крыло, идеологически более близки правящим элитам, нежели оппозиционно настроенные либералы и левые силы.
Футбол в нашей стране политизирован еще с советских времен. За наиболее старыми отечественными клубами стоит история, которая влияет на современный имидж команд, нагружает его неким идеологическим бэкграундом. Скажем, ЦСКА в прошлом - команда армейская, и в арсенале ее фанатов до сих имеются советские патриотические песни военной тематики. Учредителями спортивного общества "Динамо", куда входит одноименный футбольный клуб, являются МВД и ФСБ России - уже в постсоветский период трибуны домашней арены "бело-голубых" несколько раз "украшали" растяжки с портретом Берии... Таким образом, некоторые события, происходящие в российском футболе, следует рассматривать не только с позиций экономической или политической целесообразности, но и с точки зрения их символизма.
Согласно официальной версии, в "Анжи" пришли к выводу, что с наскоку ни российские, ни тем более европейские вершины покорить не получится, и решили сделать ставку на среднесрочное развитие, отказавшись от дорогих игроков. То есть Керимов сознательно снизил планку. И отныне дагестанская команда должна держаться на плаву с единственной целью - чтобы служить своеобразным трамплином в большой футбол для воспитанников академии.
Возникает вопрос: почему это сделано сейчас, после недавних дорогостоящих приобретений? Ссылки на то, что причиной реорганизации команды послужил демарш Игоря Денисова, вступившего в конфликт со звездными легионерами, так же неубедительны, как и рассказы о проблемах со здоровьем владельца "Анжи", якобы выявившихся после домашнего поражения от "Ростова". Успешные бизнесмены уровня Керимова не руководствуются в делах эмоциями.
Стало быть, вмешалась политика? Утверждать не беремся, но тут есть над чем поразмыслить. Керимов приобрел "Анжи" в январе 2011 года, при президенте Медведеве. В тот же период стремительно набирала активы группа компаний "Сумма", принадлежащая братьям Зиявудину и Магомеду Магомедовым. Шла в гору карьера и у их кузена Ахмеда Билалова, члена Совета Федерации от Краснодарского края в 2011-2012 гг... После возвращения Путина на пост главы государства все изменилось. Билалов был уволен с должности директора ОАО "Курорты Северного Кавказа" за срыв строительства олимпийского комплекса трамплинов, а Генпрокуратура выявила нарушения, связанные с его деятельностью. Лишенную административного ресурса "Сумму" начали теснить конкуренты. Недавно стало известно, что ОАО РЖД выкупит у Магомедовых акции "ТрансКонтейнера". В июле произошел, говоря языком финансистов, обвал "Уралкалия", 25% акций которого принадлежат Керимову. Стоит напомнить, что весной дагестанский бизнесмен ради кресла в Совете Федерации отказался от зарубежных активов.
Чтобы связать все эти события воедино и сделать выводы, нужна дополнительная информация. Для нас все эти факты играют роль на уровне скрытых смыслов. Новость о массовом переходе в "Динамо" ведущих российских игроков махачкалинского клуба имеет любопытное метафизическое значение. Клуб, символизирующий силовые структуры, в одночасье превратил дагестанскую команду из потенциального претендента на звание чемпиона в заведомого середняка. Заметим, что владельцем "Динамо" недавно стал Борис Ротенберг, который вместе с братом Аркадием входит в ближний круг президента страны. Финансовая империя Ротенбергов тесно связана с деятельностью госкорпораций. Так что "Динамо" в истории с "Анжи" воплощает собой не просто МВД, а государство в широком смысле. Центральную власть, переставшую доверять региональным элитам. В этом контексте появившиеся накануне слухи об отставке врио президента Дагестана Рамазана Абдулатипова и введении в республике прямого правления выглядят не столь уж необоснованными.