Минувшие выходные в Грузии положили начало новому витку противостояния между властью и оппозицией. Толчком казалось бы сошедшему на нет протестному заряду послужила амнистия, в результате которой на свободе оказались осужденные за убийство банковского служащего Сандро Гиргвлиани. Одновременно получил неожиданное продолжение скандал, вызванный отказом грузинских властей впустить в страну российских журналистов Максима Шевченко и Владимира Мамонтова. И в том, и в другом случае в скандал была вынуждена вмешаться грузинская Патриархия.
По возвращению в Москву после неудачной попытки посетить Тбилиси и приять участие в работе грузино-российской общественной комиссии по урегулированию конфликтов на Кавказе, российские журналисты - член Общественной палаты РФ, ведущий политических программ на Первом канале Максим Шевченко и главный редактор «Известий» Владимир Мамонтов в своих комментариях высказали предположение, что некоторые государственные структуры осознанно мешают грузино-российскому диалогу. Шла речь и о том, что Католикос всея Грузии Илия Второй осудил действия грузинских властей.
Между тем, в СМИ появилась информация, что в Кремле намеренно вбивают клин между грузинской властью и церковью. Так, один из грузинских госчиновников, пожелавший остаться неназванным, посетовал в беседе с «Ъ», что «уже не в первый раз Москва пытается противопоставить уважаемого всей Грузией Патриарха ее правительству и президенту». Источник «Ъ» убежден, что в Кремле не оставили попыток «втянуть Грузию в гражданское противостояние и используют для этого любые методы».
По телеканалу «Имеди» («Надежда») прошел сюжет, суть которого примерно такова: и российские журналисты, и представители комиссии с грузинской стороны - агенты спецслужб. «Грузинская церковь может быть втянута в очень опасную игру, а высокий авторитет Патриарха использован "для отбеливания" российских интересов», - прозвучало в эфире «Имеди», пишет газета «Известия».
В результате Патриархии Грузии пришлось чуть ли не оправдываться и доказывать свою непричастность к делам политическим. Патриархия Грузии опровергает обвинения в свой адрес о том, что она способствует интересам иностранного государства, сообщил «Тренд» со ссылкой на РИА Новости.
«Церковь Грузии всегда была и останется защитником национальных интересов грузинского народа и все ее шаги и действия были и будут вновь продиктованы только этой целью. Обвинения о способствовании Церкви, волей или неволей, интересам иностранного государства, совершенно не обоснованы», - цитирует агентство «Новости-Грузия» распространенное заявление грузинской Патриархии. «Насколько Церковь Грузии нейтральна в отношении внутриполитических сил, настолько активно она выступает гарантом единства грузинской нации и территориальной целостности Грузии во внешнеполитических процессах», - заявляет Патриархия.
Если верить грузинской газете Georgian Daily, Патриарх, комментируя инцидент с российскими журналистами на встрече с представителями комиссии, которая все-таки состоялась в «урезанном формате» (российскую делегацию представлял Алан Касаев руководитель Редакции стран СНГ и Балтии РИА Новости) сказал буквально следующее: «Я считаю, что этот визит весьма важен. Очень жаль, что российская делегация не в полном составе. Грузии нужны мирные отношения с Россией. Грузия должна сделать все, чтобы продолжить диалог с Россией в мирном русле. Но над всем этим нужно очень много работать, нужны мудрость и труд. Я очень рад, что сегодня у меня в гостях осетин. Я очень надеюсь, что мы сможем урегулировать наши отношения».
Так что «наезд» на Патриархию, по крайней мере, не аргументирован. Правда, как сообщают «Известия», буквально на следующий день тележурналистам пришлось извиняться. Мол, «мы ни единым словом, ни в коем случае не преследовали цели дискредитировать церковь». Тем не менее, супруга Малхаза Гулашвили - руководителя грузинской делегации грузино-российской комиссии подает в суд на телекомпанию «Имеди». Нана Гагуа требует представить бесспорные доказательства, что ее муж является российским агентом, как это утверждают журналисты телекомпании.