Быстро только сказка сказывается, а не дело делается. Судя по всему, грузинский президент Михаил Саакашвили питает слабость к этой чудесной пословице, иначе как объяснить его долгие препирательства по поводу вступления Москвы во Всемирную торговую организацию? Впрочем, итог переговоров устроил как Россию, так и ныне независимых Абхазию и Южную Осетию. А вот какую выгоду от этого получит Тбилиси? И для чего Мишико так упорно набивал себе цену?
Очевидно, что фактическое признание Сухума и Цхинвала состоялось в тот же миг, когда нейтральная Швейцария, при посредничестве которой Москва и Тбилиси сидят за столом переговоров уже не первый год, предложила нанять независимую компанию для контроля над перемещением товаров на границах с Абхазией и Южной Осетией. Такой шаг не мог не разочаровать Грузию, которая надеялась на большие преференции - благодаря поддержке Соединенных Штатов. Однако когда стало ясно, что Вашингтон уже зевает от скуки, наблюдая за потугами господина Саакашвили представить свою страну выгодной разменной монетой, пришлось идти на компромисс.
Таким образом, сейчас единственное, что мешает вступлению Москвы в ВТО - это ее собственные сомнения. Российские эксперты разделились ровно на два лагеря. Одни полагают, что вовсе не нужно присоединяться к торговой организации, которая медленно, но верно убивает местное производство чего бы то ни было, другие считают, что вступление - серьезный шанс расширить рынки сбыта. Впрочем, сегодня особенно интересно: для чего так отчаянно сопротивлялся Михаил Николозович, вставляя палки в колеса Кремлю? Сдается, что причина проста до неприличия. Грузинский лидер попросту хотел набрать для кавказской республики дополнительные очки, чтобы продать себя в дальнейшем подороже.
Читайте также: ВТО признала Сухум и Цхинвал
Экономике Грузии грозят воистину серьезные неприятности. Набивая себе цену, Саакашвили растерял друзей и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Капризный глава кавказского государства, видимо, окончательно всех достал. Однако сотрудничество с Россией, несмотря на кажущуюся сегодня невероятность, очень выгодно для Тбилиси. Грузинские вина, которые до сих пор вызывают ностальгию у множества россиян, вновь потекут рекой на прилавки РФ. Возвращение минеральных вод и прочих продуктов сельского хозяйства даст стране шанс не только нарастить ВВП, но и сократить затраты на поставки своей продукции в Белоруссию и Казахстан с помощью Таможенного союза. Турция, Азербайджан, Украина и Китай стали основными рынками для экспорта грузинского металла и минералов, включая сплавы на железной основе, удобрения и золото. Они же пьют грузинское вино, но в меньших количествах, чем когда-то это делала Россия.
Итак, Соединенные Штаты Америки и Европейский союз признают, что Россия вернула многие позиции на постсоветском пространстве и сумела закрепить там свое влияние. Тем не менее Михаил Саакашвили почему-то до сих пор надеется на благодарность американского сюзерена за то, что Грузия перестала кочевряжиться по вопросу вступления своего северного соседа в ВТО. Эта самая благодарность заключается в стабилизации собственного рынка и привлечении дополнительных инвестиций, ведь, как известно, приток иностранного капитала сократился с 2,1 миллиардов, которые кавказская республика получала до войны в Южной Осетии в 2008 году, до 600 миллионов в год.
Читайте по теме: ВТОржение в Тбилиси
К слову сказать, Грузия пыталась разыграть свой последний козырь в переговорах с Кремлем, используя ныне независимые республики Абхазию и Южную Осетию, бессовестно называя свои бывшие анклавы "крупнейшими магазинами беспошлинной торговли". А ведь именно Грузия устроила Сухуму и Цхинвалу экономическую блокаду, заставляя их искать себе партнеров по всему миру, в том числе и уповать на самый большой рынок - российский. Поэтому членство Москвы в ВТО не только позволит Тбилиси вновь продавать свою продукцию "заклятому врагу", но и даст возможность снять эмбарго с суверенных государств, признавая их полную фактическую независимость.
Подобная рокировка господину Саакашвили, разумеется, даже не снилась. Однако если он желает получить выгоду от присоединения России к торговой организации, то обязан позволить Абхазии и Южной Осетии выйти из зоны влияния Грузии. И, возможно, таким образом приблизить себя к членству в организации, гораздо более манящей Тбилиси, нежели ВТО - Североатлантическом альянсе.