В азербайджанскую столицу прилетел, пожалуй, самый харизматичный американский дипломат, небезызвестный на Кавказе Мэтью Брайза. В аэропорту Баку он приземлился уже в качестве посла США в Азербайджане. Этому предшествовала длительная закулисная борьба между администрацией Барака Обамы и Конгрессом США, сильное влияние на который оказывает армянское лобби. Армяне считают Брайза ангажированным и проазербайджански настроенным дипломатом, ну а сами азербайджанцы празднуют маленькую победу.
Сотрудники американского посольства в Баку живут без начальства аж с лета 2009 года. В качестве нового посла США сюда должен был приехать Мэтью Брайза, однако ему помешали непредвиденные трудности. За прошедшие полтора года он познал, что такое сила и влияние армянского лобби. Армяне высказались категорически против его кандидатуры на должность американского посла в Азербайджане, и упорно вели дискуссию с Белым домом по поводу этого вопроса. Нельзя сказать, что армяне проиграли. Между администрацией президента Барака Обамы и Палатой представителей Конгресса США развернулась бескомпромиссная борьба «за» и «против» Брайзы. Против этого назначения в основном выступали два конгрессмена - Барбара Боксер и Роберт Менендес, которые, будучи активными представителями армянского лобби в законодательном органе США, под различными предлогами блокировали назначение Брайзы.
Президент США Барак Обама, администрация которого явно протаскивала Брайзу послом в Азербайджан, обхитрил Палату представителей. 30 декабря прошлого года, когда Конгресс был на новогодних каникулах, Обама неожиданно издал указ о назначении Мэтью Брайзы послом.
Согласно Конституции США, назначение кандидатов, предложенных президентом, должна утверждать Палата представителей Конгресса. Однако в период, когда Конгресс находится на каникулах, президент может осуществлять кадровые назначения единолично. Указ главы государства предоставляет его избраннику возможность приступить к новым обязанностям немедленно, не дожидаясь утверждения Конгрессом. Но в случае, если конгрессмены не одобрят кандидатуру до конца следующей сессии Палаты представителей (ноябрь-декабрь 2011-го), данный указ перестает действовать.
То есть, теоретически в течение этого года Палата представителей Конгресса может отправить Брайзу домой. Но вряд ли это произойдет. Между конгрессменами и Белым домом есть множество куда более существенных противоречий, которые актуализируются в этом году.
Итак, за что же армяне так не любят Брайзу? Сначала надо сказать, что американского дипломата вообще не особо жалуют на Кавказе. К нему имеют много претензий не только в Ереване, но и в Тбилиси, Баку, а также в столицах Абхазии, ЮО и Карабаха. А раз ему нигде не рады, значит, как считают в Вашингтоне, он хороший дипломат.
В 2006-2009 годах Брайза занимал пост американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. С этих пор его невзлюбили в Ереване. Да и в Баку не сказать, чтобы приветствуют. Брайза харизматичен, импульсивен, он мастер делать необдуманные заявления, за которые позже приходится оправдываться. Например, во время одного из визитов в Сухум на встрече с руководством Абхазии он заявил, что приветствует сепаратизм, поскольку «сам потомок сепаратистов», основавших США вопреки воле Англии.
Вот примерно за такие высказывания его и не любят в армянской столице. Он неоднократно делал странные заявления по поводу урегулирования карабахского конфликта, и более того, не признает факт геноцида армянского народа в Османской империи. Это делает Брайзу практически персоной нон-грата для армян.
В этом деле присутствует и еще один момент. Жена Брайзы - турчанка по происхождению. Эта деталь завершает в армянском сознании формирование образа Мэтью Брайзы как ярого «проазербайджанца».
Вот только в бакинском аэропорту имени Гейдара Алиева дипломата не встречали «хлебом солью». В Азербайджане скептически относятся не только к геноциду армян, но и к работе Минской группы ОБСЕ, уже много лет занимающейся урегулированием армяно-азербайджанского конфликта. США являются сопредседателем группы, а конкретно страну представлял именно Мэтью Брайза. По общему мнению азербайджанских политиков и экспертов, деятельность группы неэффективна. И в этом, как они считают, есть доля ответственности нового американского посла.
В "деле Брайзы" армянское лобби проиграло. Но та энергия, с которой оно полтора года противостояло его назначению на должность посла в Баку, дает основание признать, что это - одно из самых сильных лобби в Америке.
Никому в Баку не пришло бы в голову праздновать приезд Брайзы как собственную дипломатическую победу. Здесь за ним не замечали ни проазербайджанской направленности, ни стремления разрешить старый конфликт с выгодой для страны. Однако столь яростный и упорный протест армянского лобби в США сделал свое дело. В Азербайджане сомневаются, что новый посол сможет устроить прорыв в урегулировании конфликта. Но, с другой стороны, радуются этому назначению. Ведь то, что плохо для армянина, то хорошо для азербайджанца.