Но если агропромышленный комплекс деградирует, показатели индустриального развития демонстрируют отрицательные значения, чем же зарабатывают сограждане Мишико на хлеб насущный? Ответ прост - торговлей. По данным Всемирного банка, вклад торговых операций в грузинский ВВП достиг небывалых 80 процентов.
Но что же страна продает, если почти ничего не производит? Грузины зарабатывают на перепродаже всего, что можно перепродать. И прежде всего - подержанных авто. Правда, после введения в прошлом месяце новых пошлин на их ввоз в Казахстане (главном потребителе грузинского автохлама) следует ожидать ощутимой коррекции вниз как показателей ВПП, так и доходов граждан.
Только по официальным данным в стране 16,5 процента безработных. А независимые источники называют цифру в 27 процентов. Закрытие одного из важнейших источников заработка для десятков тысяч граждан закавказской республики еще больше усилит социальную напряженность. А у правительства, между тем, нет ресурсов, чтобы как-то смягчить этот удар. Все последние годы Тбилиси активно брал в долг у Запада, но теперь, в условиях хаоса на долговых рынках Европы и Америки, никто ему больше денег не даст. Тем более что и на обслуживание уже имеющейся задолженности, размер которой достиг 4,3 миллиарда долларов, у грузинского государства средств нет.
Читайте также: Тбилиси выезжает на автохламе.
Если до 2008 года ежегодные поступления в экономику страны за счет одних только переводов от работающих в России соотечественников составляли порядка 150-200 миллионов долларов, то после августовской войны этот источник валютных поступлений иссяк, а новых не появилось. И, как показывает ситуация с рынком подержанных авто и западными займами, вскоре исчезнут и оставшиеся.
О том, что грузины не верят в финансовые возможности своего правительства, свидетельствует динамика их банковских депозитов. Если в 2007 году грузины доверили кредитным организациям 540 миллионов долларов, то в следующем изъяли 490 миллионов, а в 2009-м - еще 790 миллионов. Хотя данных о минувшем годе Всемирный банк пока не предоставил, напрашивается очевидный вывод: население Сакартвело торопливо тратит накопления за долгое время, не веря тем радужным перспективам, которые постоянно рисует ему родное правительство. Одновременно в банковской сфере резко - почти в 10 раз - выросла доля невозвратных кредитов.
Саакашвили: продаю родину, торг уместен.
Возникает вопрос. Ведь не одна только Грузия пострадала от финансовых катаклизмов последних лет, но другие страны сумели нарастить какой-то запас прочности в более тучные годы. Почему тбилисские бюрократы ничего не сделали, чтобы смягчить негативный эффект от глобального кризиса на рынке капитала? А ответ простой - все деньги они спустили на оружие. Согласно отчетам Всемирного банка, доля импорта вооружений в государственных расходах постоянно росла, достигнув в 2007 году ни много ни мало - сорока процентов. Мда... И кто после этого поверит наглому вранью Михаила Саакашвили, что он-де не готовился к войне?
Помимо того, что для своей преступной августовской авантюры он транжирил бюджетные деньги, необходимые экономике страны и социальной сфере как воздух, горе-воевода нанес тяжелейший удар по и без того хрупкому частному сектору. Рыночная капитализация грузинских публичных компаний обрушилась по итогам 2008 года в четыре раза, а их количество уменьшилось на треть.
Неудивительно, что наиболее экономически активные жители закавказской республики бегут от такого правителя куда глаза глядят. Ежегодно страну покидают до 250 тысяч человек. А это, на минуточку, более пяти процентов населения. Если так пойдет и дальше, то через двадцать лет в Сакартвело не останется никого. Остается надеяться, что грузины так долго ждать не будут.