Если Грузию примут в НАТО, то она ни в коем случае не втянет альянс в войну с Россией. Такое обещание дал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, добавив при этом, что на сегодняшний день угроза вооруженного конфликта с северным соседом значительно ниже, чем в 2008 году. Грузинские политики готовы из штанов выпрыгнуть, лишь бы получить обнадеживающий ответ с Запада. Но брать Сакартвело в НАТО никто не торопится, невзирая на многочисленные посулы.
Россия и НАТО могут спать спокойно - Грузия великодушно пообещала не развязывать войну со своим могущественным северным соседом, если ее примут в альянс. Такое заявление сделал спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе в интервью американской газете Washington Post, говоря о гипотетическом вступлении его страны в НАТО.
"Мы в одностороннем порядке взяли на себя обязательство о неприменении силы, поэтому мы никоим образом не создадим проблем для НАТО в плане применения статьи пять (в пятой статье договора о создании НАТО сказано, что нападение на одну страну-участницу альянса "считается нападением на всех", с соответствующей реакцией остальных членов - прим.ред.) или возможной военной конфронтации между Грузией и Россией", - подчеркнул Бакрадзе.
Складывается впечатление, что "терки" с Москвой - единственное препятствие на пути Грузии в альянс. И Бакрадзе изо всех сил убеждает нервных боязливых европейцев, что войны не будет: Сакартвело "не создаст проблем", а Россия "не осмелится" напасть на Грузию.
"Мы до сих пор слышим угрожающие заявления со стороны российских руководителей, - сказал Бакрадзе, - однако мне кажется, что в нынешней международной ситуации Россия вряд ли осмелится в крупных масштабах использовать против Грузии военную силу. Так что если вы спросите меня, то я скажу, что вероятность нового вторжения или крупномасштабного конфликта низка, и она гораздо ниже, чем до конфликта 2008 года".
Беда только в том, что Бакрадзе об этом никто не спрашивает. У НАТО, если говорить всерьез, к Грузии совсем другие вопросы, и даже если Тбилиси сейчас сольется в экстазе с Москвой, это ни чуточку не продвинет Сакартвело по чаемому пути.
Вспомним: не так давно, всего лишь минувшей весной, специальный представитель Генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу и Средней Азии, заместитель генсека НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай нарушил практику хвалить Сакартвело за победоносное продвижение по пути демократии и высказал Тбилиси четкие претензии. Он совершенно конкретно указал, чего именно недостает Грузии для того, чтобы претендовать на членство в альянсе. Надо заметить, в списке "пробелов" не было неналаженных отношений с Россией.
"У нас есть политические нормы, военные нормы и вопросы прав человека, свобод, - разъяснил замгенсека. - Грузия по-прежнему стремится к членству в НАТО, и мы их поддерживаем в этом. Но, честно говоря, для этого - еще длинная и сложная дорога впереди".
Грузии не стоит очаровываться открытой радостной улыбкой Андерса Фог Расмуссена, с которой тот хвалит "достижения" Тбилиси. Его комплименты чертовски похожи на морковку, которую вешают перед носом доверчивого ослика. При этом Расмуссен не берет на себя ровным счетом никаких обязательств, кроме подбадриваний и заверений в том, что Грузии "помогут и дальше идти по пути реформ". Придется подвести неутешительный итог: у НАТО для Грузии есть общие и расплывчатые похвалы и весьма четкие претензии. При таком раскладе Сакартвело может получить ничего не значащий "приз зрительских симпатий" в виде словесной поддержки со стороны генсека альянса, но полновесная награда - действительное членство - от грузин так же далека, как луна на небе.
В своем интервью Бакрадзе два раза не мог сдержать обиды. Во-первых, он не сумел не помянуть Германию, которая вступила в Альянс в то время, как на ее восточных территориях еще находились советские войска.