Нужны ли Грузии «великие стройки»? Мнения в обществе разделились. Одни говорят так. На окраинах старых грузинских городов рушатся жилые дома. Не лучше ли неизвестно откуда появившиеся деньги пустить на их реконструкцию? Другие говорят, что строительные проекты - это правильно. Если их запустить, то у страны появится больше финансов. По мнению второй группы людей, новый город Лазика даст грандиозный импульс развитию экономики и страны в целом. Есть разные мнения, но точных фактов ни у кого нет. Одни предположения. В том числе, и в архитектурном сообществе. Но когда доходит до дела, мнение архитекторов и строителей или не спрашивается, или игнорируется».
По теме: Лазика строгого режима
Константин Затулин, директор Института стран СНГ: Известно, что Саакашвили получает деньги на свои проекты из зарубежных источников. За период своего правления он потратил большую часть зарубежных денег на инфраструктурные объекты. Наблюдатели отмечают, что Саакашвили добился в этом определенных успехов. Это касается дорог, рекреационных зон в районе Аджарии. Очевидно, что Саакашвили хочет демонстрировать Европе витрину грузинского благополучия. Не имея средств на масштабное строительство жилых домов в Тбилиси, он раскрашивает старые дома в разные цвета. Президент Грузии прекрасно понимает, что нужно демонстрировать всему миру хотя бы видимость грузинских успехов. Это важно, в том числе, и для его покровителей - демонстрировать разницу между его режимом и режимом его предшественника Шеварднадзе. У великих грузинских строек есть вполне понятные политические резоны. Саакашвили хочет доказать всем и всюду, что он - лучший грузинский лидер из всех возможных. Великие стройки Саакашвили должны выбить почву из-под ног остальных претендентов на власть в Грузии.
Сейчас, накануне выборов, вопрос о власти в Грузии обостряется с каждым днем. Власть лезет из кожи вон, чтобы не допустить никакой альтернативы. Иначе бы она не реагировала так резко и нервно на появление остальных независимых кандидатов, вроде Иванишвили. Одна сторона медали - показать, что Грузия при Саакашвили добивается успехов в экономическом развитии. Другая - подавление политических оппонентов.
Я могу признать, что у Грузии в экономическом плане есть определенные подвижки. Другое дело, что Грузия залезла в огромные долги. Она оплачивает инфраструктурные проекты и «великие стройки» за счет будущих поколений своих граждан. Но видимо, что Саакашвили эти вопросы не беспокоят. Отвечать за все это придется другому.
Западный частный капитал не особо вкладывается в Грузию. Впрочем, не только западный. В грузинскую экономику вкладываются оффшорные средства. К примеру, не так давно туда вложился Казахстан. Казахстанские деньги пошли в основном на санаторно - курортные зоны, коттеджи. Откуда Казахстан взял деньги? Это были деньги, полученные за ресурсы, накопленные Казахстаном за много лет. Продав ресурсы, Казахстан вложил деньги в элитную грузинскую недвижимость.
В плане бывшего Советского Союза подобная картина вполне объяснима. Элиты у нас никак не хотят учиться. Они, видимо, не пережили еще горького опыта других
проигравших элит. Поэтому постсоветские элиты совершенно необдуманно распродают сырье и ресурсы, доставшиеся в наследство от советской Империи, и получают от этого маржу в неограниченных количествах. Жизненный цикл элит замыкается на обогащении и потреблении. Грузия не стала исключением. Казахстан, конечно, наш добрый союзник, но политическая ситуация в Грузии его не так волновала, как она волнует Россию. Поэтому Астана вложила деньги в Грузию.
Хочу отметить, что Саакашвили принял меры по борьбе с коррупцией на низовом и среднем уровне. Олигархи и крупные капиталисты всегда выступают против мелкой коррупции, потому что она бьет по их интересам. Они за то, чтобы грабить государство по-крупному, а не вымогать деньги у простых людей. Им такая мелочевка уже не интересна.