Права чеченцев и некоторых других наций в России ущемляют правоохранительные органы, гребя под одну гребенку преступников и их мирных земляков, жалуется чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев. В письме председателю Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека он предупреждает: "Если власть начинает различать граждан по национальному признаку, то с этого момента начинается распад государства". Но не с преследования ли русских начался этот распад?
На рынках российских городов - облавы полицейских, на улицах - проверки паспортного режима. И все из-за одного насильника - импотента дагестанского происхождения Магомеда Магомедова, избившего оперативника на Матвеевском рынке Москвы. Стражи порядка словно хотят наверстать упущения последних лет и привлечь к ответственности ровно столько граждан кавказских национальностей и иностранных мигрантов, сколько требовала бы многолетняя справедливая статистика. Азиаты-гастарбайтеры терпят молча, чего не скажешь о кавказцах: они ведь граждане России и жить и работать имеют право, где хотят. А им не дают. На эти факты ущемления прав по национальному признаку обратил внимание председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев в открытом письме.
Странно, конечно, от представителя республики, почти полностью изгнавшей русское население, слышать жалобы на ущемления прав чеченцев, ингушей и дагестанцев. Но Россия на то и многонациональное государство, чтобы сочетать интересы всех народов, а не моноэтническая республика, какой стала постсоветская Чечня. Поэтому претензии Нурди Нухажиева с правовой точки зрения обоснованы.
Действительно, за что из Пугачева выгнали всех чеченцев? Не все же они ходят со стилетами, не все посещают ночные клубы, не все кидаются на десантников. Почему же все они должны пострадать? Если, к примеру, русская шахидка взорвала дагестанского шейха Саида Афанди, должны ли дагестанцы потребовать выселения всех русских из республики или хотя бы из Буйнакского района, где произошел теракт? Конечно же, нет. Тем более, этого не должны требовать дагестанские чиновники. Скорее, мы даже скажем, что это они виноваты в том, что не смогли предотвратить преступление. Так же как на Матвеевском рынке дагестанцы не побоялись напасть на полицейского, поскольку имели хорошую крышу в другом подразделении МВД. А чтобы скрыть собственные пороки, правоохранительные органы поддаются, выражаясь словами Нухаджиева, на "незаконные требования толпы".
По данным чеченского омбудсмена, в русских регионах страны в последнее время все чаще ущемляются конституционные права представителей кавказских народов. "Имеют место необоснованные задержания и содержание под стражей в ходе предварительного расследования уголовных дел, предвзятое отношение в судебных органах власти к гражданам РФ чеченской национальности", - говорится в письме Нухаджиева. В пример он приводит недавнюю просьбу полиции города Урень Нижегородской области расторгнуть договор с чеченскими строителями, возводившими коттеджи.
Когда преступления, в которых замешаны выходцы из северокавказских республик, "смакуют" журналисты, Нухажиев это еще может понять. "Но невозможно понять, когда по этому же принципу действуют правоохранительные органы", - возмущается он, приводя в пример сообщение ГУ МВД по Волгоградской области об избиении чеченскими строителями двух жителей посёлка Горный Балыклей. "Правоохранительные органы заранее, на всякий случай, как бы презентуют гражданам свои успехи в борьбе с "чеченским засильем", - комментирует омбудсмен. И напоминает о том, как в Сочи 8 июня ОМОН ни за что ни про что избил чеченских строителей с криками "Чурки, уезжайте в свою Чечню".
С замечаниями Нухажиева о пристрастности к кавказцам согласиться в принципе можно, чего не скажешь о выводах. Так, когда он говорит, что случаи ущемления прав кавказских народов "особенно нужны террористическим организациям для доказательства правоты своей идеологии", его слова воспринимаются как шантаж. Тем же методом кавказские республики оттягивают на себя финансы, чтобы на Кавказе не было полномасштабной войны.
Нухажиев утверждает, что гонения на кавказцев являются предвестниками погромов на национальной почве. Но отсутствие справедливого наказания провоцирует погромы не меньше. Когда убийц футбольного фаната Егора Свиридова отпустили, получилась Манежка. Когда чеченец, зарезавший невинномысского парня Николая Науменко, благополучно скрылся у себя на родине, инертный ставропольский народ пошел митинговать. И всякий раз, когда тяжкое преступление остается без наказания, у людей возрастает нетерпимость к группе людей, от которых чаще всего ожидают подобные деяния. А этническую преступность, несмотря на расформирование соответствующих отделов МВД по борьбе с ней, никто не отменял.
И самое главное, Нухажиев предрекает развал страны из-за преследований кавказцев. "Если власть начинает различать граждан по национальному признаку, то с этого момента начинается распад государства", - отмечает он. Но вспомним 90-е годы, которые действительно могли закончиться дроблением страны. Из-за кого тогда чуть не рухнула Россия? Не в Чечне ли начались преследования по национальному признаку? Изнасилования, убийства, захват домов русского населения, которое, заметим, до сих пор не вернулось в республику.
Кроме того, разве в России правоохранительные органы нарушают права только приезжих с Кавказа? А сколько русских организаций было закрыто за "экстремизм"? Сколько националистов сидят за решеткой или уехали в эмиграцию за то, что пытались отстаивать интересы русского народа, не имеющего своей национальной республики и собственного омбудсмена? Так что если распад страны начинается с преследований по национальному признаку, то начался он не сейчас и не с чеченцев, ингушей и дагестанцев, а в тот момент, когда государствообразующая нация оказалась самой бесправной. Правда, нынешняя кампания правоохранительных органов по возвращению кавказцев на малую родину положения вещей не изменит, и "ущемляемые" кавказские народы продолжат множиться, а "ущемляющие" их русские - сокращаться.