Серьезный экономический спад был обусловлен именно разрывом торговых отношений, когда каждая страна начала наивно полагать, что в соседях нужды больше нет. Это стало огромной ошибкой. И сегодня те государства, которые могут обеспечить себя за счет сырьевых ресурсов, постепенно выползают из финансовой дыры, однако именно они начинают все чаще говорить о реинтеграции. И Россия - одна из главных, кто пытается придать дополнительные импульсы этому процессу. Но сейчас не последнюю роль в торможении играет "русский вопрос".
За двадцать лет успело вырасти новое поколение грузин, молдаван и украинцев, которые считают, что их территория должна быть мононациональной. Нынче им чуждо полиэтническое государство, поэтому межнациональные и конфессиальные конфликты стали нормой. И вовсе не по тем причинам, которые могут пропагандировать власти Грузии, "оранжевой" Украины или Молдавии, где бушует внутриполитический кризис. Заокеанские партнеры, быстро подхватившие многие республики на европейской части бывшего СССР, пока Россия восставала из пепла, смогли вдолбить в новых лидеров, что именно национализм станет тем самым катализатором для поднятия духа патриотизма. А следовательно, и укрепления государственности.
Читайте также: Тбилиси скрывает историю
В итоге, кроме России, только Прибалтика, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан смогли приспособиться к условиям нового мирового порядка. Однако Евросоюз, пригревший Эстонию, Латвию и Литву, уже кусает локти после своего слишком поспешного решения насолить Москве. В отличие от многих бывших республик, у них до сих пор сохраняется высокий уровень ВВП на душу населения и хорошие зарплаты, но все это - результат займов, выпрошенных прибалтами у международных финансовых организаций, которые вскоре придется отдавать. Поэтому, спустя двадцать лет жизни на широкую ногу, странам Балтии грозит технический дефолт и, возможно, возвращение к национальной валюте. То есть придется начать с нуля - ослабленными и экономически неполноценными.
Астана, Баку и Ашхабад, занимающиеся распределением средств, полученных от экспорта и транзита углеводородов, по большей части выживают, и только Казахстан предпринимает попытки диверсифицировать экономику. Неудивительно, что он с удовольствием воспринял инициативу России о создании Таможенного союза, а затем и Евразийского - улучшенного варианта СНГ. Спросите, где место Грузии? Уникальная страна, уникальные особенности, уникальное падение в бездну - вот то, что получил Тбилиси, обособившись от Москвы настолько, что противостояние между народами лежит уже не в государственной плоскости, а в общественной.
Ранее мы писали: Мишико просится в семью
Михаил Саакашвили наивно думал, что, отстранив от власти "пережитки советской эпохи", искоренив все памятники тех времен и воспитав в маленьких грузинах новых бойцов за суверенитет своей страны, поможет Грузии не только вползти в Евросоюз и НАТО, но и стать экономическим Сингапуром. Не тут-то было. Кавказская республика продолжает плестись в хвосте аутсайдеров по причине отсутствия крупного рынка сбыта - эмбарго, наложенное Россией, дает о себе знать. В виду этих обстоятельств никакая подкормка извне не заставит Сакартвело вырулить на финишную прямую в плюсе, поскольку то долги придется отдавать, то поступаться совестью, а то и суверенитетом за американские доллары.
Итак, какими бы цифрами ни бравировали власти бывших советских республик, в действительности же все они донашивают советское наследие, в большей или меньшей степени, но не могут предложить ничего взамен. Лишь Казахстан и Белоруссия, подписавшие с Россией соглашения о Союзном государстве и Таможенном союзе, имеют все шансы не только переплюнуть советский уровень жизни, но и прогнуть под себя Европу, которой дали на передышку те самые двадцать лет.