Грузия очень нуждается в России. Причем для нее важно, чтобы Россия существовала не где-то там, а рядом, за Главным Кавказским хребтом. И обязательно чтобы была "плохой" - загнивающей империей, не способной пережить свободу гордой, маленькой страны. Этот конфликт имеет для Тбилиси огромное значение. Он выгоден конъюнктурно - как единственный способ котироваться на Западе. Он выгоден духовно - как национальная идея, вокруг которой можно сплотить весь народ. Стоит ли удивляться, что его никак не урегулировать?
Даже не представляю себе, что было бы, если б в 1993-м Грузия выиграла войну в Абхазии, за пару лет до этого покорила южных осетин, а ее отношения с Россией строились в духе многовековой дружбы и братства между двумя православными народами. Что бы делала целая страна без образа врага? Я думаю, легко представить возможный вариант развития событий: она начала бы войну с армянами, благо взаимных претензий территориально-ментального характера более чем достаточно.
Мы хорошо знаем, что "образ врага" - основной инструмент, который конструирует политические нации. Его использовали в истории много раз. Не смогла пойти по другому пути и Грузия. И тут расположенная по соседству громадная Россия оказалась весьма кстати. Ведь Российская империя - это последняя внешняя держава, в составе которой жили грузины. Без малого двести лет они провели в стране, где при смене режимов государственным языком все равно оставался русский. Все это - и есть база, необходимая для превращения России в главного врага на несколько поколений вперед. Ведь для становления любого маленького, а оттого агрессивного государственного проекта обязательно необходим коварный противник, только и жаждущий поглотить новую страну.
Войны в Абхазии и Южной Осетии, как ни странно, очень помогли грузинам. Представим на минуту, что их бы не было - что обе бывшие автономии отлично, без каких-либо конфликтов прижились в составе Грузии. Тогда образ врага оказался бы как минимум неполным, а мог и вообще не сложиться. Как в этой ситуации собирать народ, вокруг какой идеи ему сплотиться?
Войны в Южной Осетии и Абхазии были нужны грузинам как воздух - безотносительно их результатов. Если бы сумели победить, то от их гордыни и сегодня рябило бы в глазах. Ведь самый мощный грузинский миф современности заключается в том, что воевала Грузия не с абхазами и осетинами, а с Россией. Любой народ должен пройти свою большую битву за свободу, вот и грузины тоже прошли. Ну а поражение еще больше сплотило их перед лицом "российской угрозы".
От нее отталкивается вся действительность, весь путь становления современного грузинского государства. Благодаря этой фобии к власти пришел Саакашвили, потому что избиратели рискнули отдать власть тому, кто якобы способен "задавить медведя в берлоге". Уже ясно - переоценили его возможности, причем круто. Но президент оказался хитер и смог использовать фактор российской опасности в собственных целях. Он поделил народ на новых грузин и "грузинеби" - тех, кто неплохо себя чувствовал и в советское время. Этих "старых" грузин он уволил с работы, выкинул за борт жизни, объявив пятой колонной. И теперь они ненавидят молодых "демократов" - притом, что так же, как прежде, ненавидят Россию.