Грузия должна одному из своих кредиторов - России - 115 миллионов долларов. В свете последних событий по вступлению во Всемирную торговую организацию очевидно, что Москва не будет требовать эти деньги в 2012 году. Учитывая, что грузинский энергетический сектор почти полностью принадлежит российским компаниям, возможно, что экономическое присутствие РФ в регионе расширится. Такой парадокс при полном отсутствии дипломатических отношений между двумя странами объясняется просто.
Поразительно, как умело действуют западные политтехнологи. Играя на слабостях отдельных государств, они оттесняют нужные им страны от своих давних союзников. Именно поэтому столь странно наблюдать за полным упадком российско-грузинских отношений на международной площадке. Прочный исторический фундамент, на котором выстроена история России и Грузии, где тесно переплелись судьбы обоих народов, пока еще стоит. Однако все, что сейчас удерживает рядом Москву и Тбилиси - это экономическое партнерство, которое не прекращалось даже после введения соответствующий санкций в отношении Сакартвело.
Недружественные акции против северного соседа объясняются весьма просто. Международный имидж России был серьезно испорчен после развала социалистического лагеря. И дальнейшее усиление позиций требовало от Запада новых инструментов по сдерживанию политики Москвы. Зависимость от Вашингтона, которую преподносили постсоветским республикам как величайшее благо, обернулась контролем не только границ "марионеточных государств", но и попытками продвинуться дальше, заложив в южном российском подбрюшье бомбу замедленного действия.
Почему именно Грузия поддалась на льстивые речи Белого дома, объяснить не трудно. Националистические настроения, которые не присущи большей части грузин, но умело взращиваются в потенциальных лидерах, вылились в демонстративное шествие к якобы полной свободе и независимости. Но действительно ли кавказская республика свободна? Опросы рядовых граждан, которые только на главной улице видят шикарные автомобили и дорогие рестораны, показывают, что люди устали от действующей власти, продолжающей кормить своих соотечественников кашей из топора.
Вовсе неудивительно, что Соединенные Штаты сделали ставку на Кавказ - регион взрывоопасный и нестабильный. Замороженные конфликты, которые удалось погасить с помощью совместных усилий миротворцев, в том числе и российских, вновь стали козырями в геополитических игрищах Вашингтона и его союзников. После того как в 2008 году на Кавказе установился относительный мир, Иран стал объектом частых нападок Совета безопасности ООН - при подстрекательстве все того же Белого дома. Его непосредственная близость к Северному Кавказу заставляет Москву лавировать между санкциями против Тегерана и поддержкой его ядерной программы как фактора сдерживания прозападных сил в регионе.
Читайте также: Мишико - ловец бегущих капиталов
Попытки Михаила Саакашвили получить дополнительное поле для игры, используя политические импровизации, очень опасны для самой кавказской республики, поскольку непонятно, кто будет страховать риски, связанные с непопулярными решениями в Тбилиси. Грузинский политический деятель Ираклий Батиашвили несколько лет назад признался: "Мы не хотим, чтобы политическое руководство Грузии было марионеткой в руках Вашингтона или Кремля, или, еще хуже, западных финансовых кругов". Здесь-то и открывается наш ларчик.
Очевидно то, что Америка никогда не сможет уничтожить экономическое сотрудничество, которое связывает вместе не только Россию и Грузию, но и Армению, Турцию и Азербайджан. Так как для официальных Анкары и Баку на первом месте всегда стоит благополучие собственных стран, поэтому можно сколь угодно плескаться на волнах дипломатии, но чаще всего решения, связанные с инвестициями и бизнесом, принимаются в кулуарах, чтобы не травмировать нежную западную психику. Понятно, что западный капитал, который застилает глаза Михаилу Николозовичу, совсем не нужен грузинскому обществу в целом. И это правильно хотя бы потому, что Америка слишком далеко, чтобы действительно соответствовать грузинским государственным интересам.
Читайте по теме: Вино ударило Горозии в голову
Грузия, конечно, является одним из крупнейших экспортеров рабочей силы в Россию, но и Москва сделала немало донорских переливаний больной грузинской экономике. Энергосистема, железные дороги и газопровод - вот те сектора, в процветании которых заинтересован Кавказ, поскольку он связывает все республики как между собой, так и с северным соседом. Сейчас положение изменилось, вот только сколько денег готова будет заплатить Москва за три объекта, исключенные из стратегического списка - вопрос. Раньше "Газпром" предлагал за газопровод 150 миллионов долларов, но тогда сделку сорвали Штаты при активном лобби сенатора Маккейна.
Будущий характер отношений России и Грузии волнует обе страны, поскольку в дальнейшем речь будет идти не только о стратегических интересах, но и о консолидации гражданского общества. Но для этого обеим сторонам необходимо признать историко-культурный, гуманитарный и экономический вклад друг в друга.