В последнее время в СМИ сообщают, что в кавказских диаспорах Ямала и севера Тюмени усиливаются радикальные исламистские настроения. Такие явления были зафиксированы в Нижневартовске, Сургуте, Новом Уренгое, Нефтеюганске, Хаты-Мансийске. Авторы публикаций утверждают, что в основном доминируют салафиты. Сильны также позиции религиозной организации "Хизб ут-Тахрир". Кроме того, существуют ячейки "Ат-Такфир валь-Хиджра" - идейной родственницы "Талибана" и "Аль-Каиды". Учитывая, что эти регионы представлены большим количеством кавказских диаспоральных организаций, возникает вопрос: а насколько сильно влияние радикалов на кавказцев? В чем причина такого явления и кто из кавказцев там в основном доминирует?
Действительно, в этом регионе России существует очень серьезная угроза распространения экстремизма. И это касается не только религиозных общин и организаций, но также и фашизма, и национализма. Причем угроза очень взрывоопасна и может cдетонировать в любой момент, особенно если будут проявляться неправильные или неадекватные действия со стороны государства и полицейских органов.
Международная организация "Ат-Такфир валь-Хиджра", созданная в Египте, активно начала действовать на территории России с 2005 года. Вступившим в ее ряды запрещено работать в государственных учреждениях, фотографироваться или снимать себя на видео, учиться. Также им надлежит избавляться от всякого вида документов (паспортов, полисов, водительских прав, дипломов и так далее). Основная цель "Ат-Такфир валь-Хиджра" или аналогичных ей организаций, типа "Джамаат Таблиг", "Хизб ут-Тахрир" и других, - возврат к первоначальному исламу времен Пророка Мухаммада (мир Ему) и праведных халифов путем обязательного воссоздания халифата - единого мусульманского государства, во главе которого станет верховный правитель - халиф.
Под властью шариата
Сами представители этих организаций не считают их экстремистскими или террористическими и опровергают любые обвинения в свой адрес, мотивируя создание мирового халифата (имарата) требованием Корана и достоверной Сунны. Сила и мощь таких религиозно-политических образований в том, что они транснациональны и имеют ячейки во многих регионах и странах мира.
Утверждение некоторых экспертов и представителей правоохранительных органов о том, что "Ат-Такфир валь-Хиджра" (сокращенно "Такфир") является ответвлением "Аль-Ааиды", неверное, поскольку "Аль-Каида" первой объявила о чистоте своих рядов и отсутствии любого, даже малейшего инакомыслия, и в этом плане никаких ответвлений у организации, кроме собственных ячеек, не было и быть не может. Ситуация с их организационной схожестью с "Талибаном" имеет место быть, особенно в части призыва (даавата) и распространения идеологии среди молодежи и студенчества. В то же время необходимо признать, что "Ат-Такфир валь-Хиджра" является самой организованной и дисциплинированной по части призыва к сепаратизму партией из всех действующих на территории России.
Каналы снабжения религиозной литературой, аудио-, видеопродукцией и иными атрибутами веры пролегают в основном через Крым и центральную Украину, где на сегодняшний день действуют более 18 таких организаций. Девять из них подпадают под определения "экстремистские", "террористические" с точки зрения украинского законодательства.
На самом деле организаций, которые исповедуют радикальные методы и представляют для России угрозу, всего несколько, среди которых и "Ат-Такфир валь-Хиджра". То есть суть одной из важнейших аспектов проповедуемой адептами этого джамаата идеологии в том, что человек, не являющийся мусульманином, не может править государством. По различным оценкам, сейчас в различных субъектах нашей страны насчитывается около 12000 приверженцев этой организации. Согласно учению "Ат-Такфир валь-Хиджра", каждый правоверный мусульманин обязан вести войну с "неверными", которыми признаются все, кто не задействован в объявленном джихаде, а территорией противника признается любое светское государство.
Источником религиозных идей этих джамаатов являются импортированная религиозная литература и проповеди студентов, прошедших обучение в учебных заведениях арабских и других мусульманских стран. Основу этих религиозных общин, в том числе и на Севере, составляют татары, башкиры и мусульмане среднеазиатских республик, в основном узбеки и таджики.
Так, 26 марта 2010 в Татарстане была выявлена группа приверженцев "Ат-Такфир валь-Хиджра". Один из четверых татарстанцев, входящих в группу, в мае 2006 года выезжал в Пакистан, где прошел боевую подготовку в составе "булгарского джамаата" на территории провинции Северный Вазиристан, а в 2008 году вернулся в Россию. Аналогичную подготовку прошел и второй член группы, выезжавший в Пакистан в июле 2008 года и вернувшийся в декабре того же года. Известно также, что один из группы укрывался в Ханты-Мансийске, проповедуя радикальные воззрения среди местного населения, что в очередной раз доказывает причастность татарской молодежи к распространению идеологии "Ат-Такфир валь-Хиджра" на севере России. Третий выехал в Пакистан осенью 2006 года, но был задержан местными правоохранительными органами в городе Кветта и помещен в тюрьму, где попал под влияние проповедника "Ат-Такфир валь-Хиджра". В Россию он вернулся летом 2008 года. Четвертый член группы планировал выезд в Афганистан для участия в джихаде.
Всем четверым членам группы прокуратура сделала предостережение об уголовной ответственности по ст. 282 п. 1 УК РФ "Организация экстремистского сообщества". И это всего лишь один эпизод, хотя примеров можно привести множество, когда проводимая на Севере последователями различных джамаатов религиозно-просветительская деятельность тесно взаимосвязана с другими регионами страны.
Наличие же в кавказских диаспорах, в частности Севера, большого числа последователей именно этих джамаатов весьма оспоримо, поскольку выходцы с кавказских республик и Закавказья, особенно Северного Кавказа, в основном представлены "ахлю-Сунна", частично суфизмом, а азербайджанская диаспора - шиизмом. Разумеется, отдельные случаи, когда представители северокавказских народов являются членами "Ат-Такфир валь-Хиджра", "Хизб ут-Тахрир" и других, имеются, но в целом это не может быть основанием, чтобы говорить о массовом присутствии кавказцев среди членов исламских экстремистских организаций.
Кроме того, всем известно, что "ахлю-Сунна" является идеологическим оппонентом этих религиозно-политических организаций.
"Северные территории", как дагестанцы, ингуши и чеченцы называют Ямал, Тюмень, Сургут, Нижневартовск и другие районы Российского Севера, различными полевыми исследованиями отмечены и другими религиозными предпочтениями. Расширение здесь рядов "ахлю-Сунна" и "братьев-мусульман" идет именно посредством кавказцев. В целом можно сказать, что салафизм в регионах Российского Севера представлен выходцами из Северного Кавказа, в частности Дагестана. Если взять Тюмень, то более чем на 80 % салафизм держится на лезгинах, которые интегрированы в местное сообщество, и общественной опасности от лезгин там нет. Представители дагестанских и других северокавказских общин и диаспоральных организаций часто делают заявления в СМИ о том, что никто из них не выступает против истинных ценностей, и это могут сделать только деструктивные люди и организации.
Религиозное сообщество Севера, в частности его исламская умма, испытывает те же проблемы, что и верующие всей России. С сожалением приходится отмечать, что, читая один и тот же Коран, мусульмане становятся на разные позиции. А сама проблема заключается в том, что очень много мусульман, которые довольствуются пересказом Корана из чьих-то уст, чаще всего фрагментарно, выборочно, и потом с чувством выполненного долга начинают рассуждать на эту самую сокровенную для мусульман тему. Помимо этого, что еще хуже, в борьбе против "неверия" они начинают действовать самостоятельно или общинно, согласно своим религиозным установкам.
Воины джихада
К большому сожалению, в нашей стране идеология "такфиров" распространена в среде мусульманской молодежи. Усердное поклонение, аскетизм в этих религиозных общинах обольщает молодежь, что не является показателем правильности вероубеждения (акиды) и верного пути (манхаджа). Утверждая бесспорную исламскую истину "Суд принадлежит только Аллаху", они придерживаются радикальных взглядов и идей: "Кто не с нами, тот - кафир, и если ты не считаешь кафира кафиром, то сам кафир".
Члены джамаата "Такфир" отличаются крайней радикальностью в суждениях и поведении. Фанатичные верующие, они всех, кроме своих собратьев, причисляют к неверным, готовы к крайним мерам в отстаивании своей идеологии, ведут обособленный образ жизни, не посещают мечети, ведут постоянную физическую и идеологическую подготовку членов общин.
Одним из их действий является опорочение и обвинение в неверии ученых. Обвинив мусульман в неверии, они объявляют им "аль-бара" (-араб. "разрывать, резать", означает разрыв отношений с другими верующими, проживать рядом с ними только в случае крайней необходимости). А "аль-уаля" (-араб. "быть близким" оказание им помощи, поддержка их в борьбе с врагами, проживание рядом с ними) проявляют только к своим сторонникам. Стало обычной картина, когда в мечетях мусульмане отказываются молиться в одном ряду из-за разногласий в вероубеждениях и обвиняют друг друга в неверии. Отказываются посещать мечеть, имам которой, по их мнению, назначен неверной властью. Нередки случаи, когда даже дети не едят за одним столом с родителями, обвиняя их в неверии.
Идеология "Такфир" получает широкую поддержку среди мусульманских джамаатов в России, а такие убеждения в сознании людей являются питательной средой для ненависти и террора. Настраивая братьев по вере друг против друга, нетерпимость разъедает общину российских мусульман, и решить эту проблему можно путем разъяснения коранической позиции по вопросам "такфира", "джихада", "хиджры". Всевышний сказал: "Мы сделали Коран легким для поминания, но есть ли поминающие?" (54:17).
Обвиняя в неверии любое общество, всех, кто правит и выносит решения не на основе Корана и Сунны, молодые мусульмане призывают к немедленному введению шариата, допуская, если потребуется, и применение силы.
В северных регионах страны уже идут процессы адаптации норм шариата к светской жизни, и, подобно Дагестану, эти территории превращаются в форпост чистого ислама в России, где любая власть, кроме Божьей, это угнетение...
Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа