За последние двадцать лет именно Кавказ поставил на поток появление непризнанных государственных образований с надеждой в дальнейшем обрести желанный суверенитет. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия раздули тлеющие угли национальной революции. Однако во всем мире их глас услышали всего несколько стран. Сейчас же, когда Южный Судан признан отдельным государством, межэтнические конфликты в кавказском регионе могут получить новое развитие. Ведь недооценка подобных противостояний грозит серьезными последствиями.
Международное сообщество очень избирательно подходит к урегулированию различных конфликтов. Что для одной страны является главенствующим аргументом в получении суверенитета, то для другой классифицируется как банальное хулиганство. Насильственное смешение этносов на Кавказе вследствие сталинской политики обернулось настоящим национальным взрывом. Метрополия, которая силой хотела удержать в своих границах непохожих на себя, получила адекватный ответ: потерю лояльности и активные поиски идентичности. Однако отделение кавказских государственных образований от Азербайджана и Грузии, в отличие от Южного Судана, произошло отнюдь не на религиозной почве. Грузинское руководство, которое проводило националистическую политику, когда распался Советский Союз, а затем после прихода к власти американского ставленника Михаила Саакашвили, перевело конфликты в Абхазии и Южной Осетии из латентного состояния в активную фазу вооруженного противостояния.
Гражданская война в Судане, длящаяся без малого половину века, получила, наконец, свое разрешение. Организация объединенных наций осознала, что невозможно склеить несоединимое. Однако экономический потенциал Южного Судана, на территории которого находятся практически все месторождения нефти и газа, гораздо выше, чем даже у Абхазии, а тем более - у Южной Осетии. Инфраструктура, которая осталась у суданских северян, не является серьезным рычагом влияния, поскольку Россия уже предложила новорожденному государству экономическое сотрудничество и военную поддержку. Москва таким образом продолжает отличную от силовой политики Вашингтона финансовую экспансию в стратегические регионы. Мир, который переживает геополитический кризис, постепенно приходит к выводу, что динамичность происходящих событий невозможно притормозить, и что все процессы по возникновению новых стран на карте необратимы.
Читайте также: Грузия пресмыкается перед Израилем
Как раз в сентябре ООН, которая уже осознала, что политика умиротворения Соединенных Штатов и удовлетворения их аппетитов провалилась, собирается поставить точку в конфликте между Израилем и Палестиной. Сионистское государство, созданное по протекции Вашингтона, долгое время являлось для Америки щитом от враждебного исламского мира. Но невозможно искусственно сдерживать порывы Палестины к самоопределению, которая оказалась заложницей политических игрищ "больших соседей". Организация объединенных наций максимум через три месяца проведет голосование, в котором США отказано в праве вето. А это значит, что вслед за Южным Суданом еще одно государство обретет суверенитет.
Какие перспективы сулят подобные прецеденты Абхазии, Южной Осетии и Нагорному Карабаху? Вторая Мировая война, которая и определила границы дозволенного для побежденных и освобожденных от агрессора стран, становится все дальше. А "уникальные" случаи возникают все чаще, с оглядкой на Косово, которое тоже усилиями Вашингтона всколыхнуло очередной конфликт на Балканах. Подобные ситуации сигнализируют мировому сообществу: любое подавление новообразованных государств чревато - прежде всего, для тех, кто пытается сделать вид, что этих стран просто не существует, руководствуясь мифическим определением "территориальной целостности". Поэтому говорить о них как об источниках нестабильности было бы не совсем правомерным, поскольку новая волна колонизации отзывается эхом довоенных лет тотального "порабощения" неразвитых стран с большим потенциалом. Нации хотят быть свободными, и только мировые державы в силах сохранить хрупкое равновесие между зависимостью от культуры извне и "высасыванием" чужих ресурсов во имя собственных внутренних потребностей.
Читайте по теме: Большие фантазии маленькой Грузии
И если вручение суверенитета Палестине пройдет без сучка и задоринки, от конфликтующих на Кавказе стран - Азербайджана, Армении и Грузии - принудительно потребуют решить проблему частично признанных государств. И ОДКБ может навсегда снять сомнения Еревана в благоприятном исходе латентного конфликта. При условии, если Баку тоже вступит в договор, но тогда придется отдать Нагорный Карабах под протекторат азербайджанских властей. В этом случае Российская Федерация становится армянским гарантом по предупреждению этнических чисток. Но пойдут ли на это неуступчивые оппоненты? Покажет время. Пока же оно благоволит только Абхазии и Южной Осетии, пути которых лежат в разных плоскостях, но обе они, вне всякого сомнения, получат то, к чему стремятся: одна - полноправный суверенитет и членство в ООН, вторая - долгожданное соединение с Северной Осетией-Аланией.