И вот выясняется, что эта эпоха на Кавказе - не более чем декларация. Докладчик ПАСЕ по пренатальному выбору пола Дорис Стамп с оценочной миссией побывала в Грузии и Армении. Результаты ее впечатлили - в этих странах рождается больше мальчиков, чем девочек. И не случайно. Ввиду стремительного развития пренатальных технологий, которые позволяют родителям заранее узнать пол ребенка, если плод женского пола, то нередки случаи прерывания вполне здоровой беременности. Так, соотношение мальчиков и девочек в Армении, Албании и Азербайджане составляет соответственно 112 на 100, а в Грузии - 111 на 100, а вот естественное соотношение было бы таким: 105 мальчиков на 100 девочек.
Читайте по теме: Грузинские мужи лезут под каблук
Разумеется, когда существует риск серьезных наследственных заболеваний, связанных с определенным полом, то вариант "игры в Бога" возможен, следуя контексту правовых абортов. Но когда выбор делается в угоду дискриминации - увольте. По крайней мере, так считают в просвещенных европейских странах, в общество которых стремится Михаил Саакашвили. Да только не все его сограждане согласны с тем, что телевидение под влиянием правительства постепенно пытается либерализовать культурные нормы, а в документальных фильмах "институт девственности" исследуется с антропологической непредвзятостью. Так что же такое борьба с гендерным неравенством в Грузии? Опасность трансформации общества, которая коснулась частной жизни, или сексуальная революция?
Возможно, ни то, ни другое. И корни следует искать на рынке труда, который гендерно сегментирован. В основном женщины работают в государственном секторе, где на 100 мужчин приходится 117 женщин. А вот в частном - на 100 нанятых мужчин приходится всего 57 женщин. И материальное вознаграждение является достаточно низким, даже при условии высокой профессиональной квалификации. Зарплата, в зависимости от отраслей, колеблется от 37 до 78 процентов того вознаграждения, которое получают грузинские мужчины. В домашних же хозяйствах каждый дополнительный ребенок только приводит к росту уровня бедности: в семьях, где нет детей, он составляет 39 процентов, при наличии 1-2 детей - 51, а трех - 71 процент.
Выходит, что в случае с Грузией проблемы полового неравенства обусловлены отнюдь не консервативными традициями Кавказа. Они приобрели актуальность на фоне волн финансового и политического кризиса, когда августовская война 2008 года и политические акции оппозиции нашли серьезное отражение в социальном положении населения, в частности его женской части. И "отсев" девочек в пользу мальчиков продиктован, прежде всего, стремлением обезопасить будущее своей семьи. А также желанием хотя бы на сантиметр отодвинуться от черты тотальной нищеты, обуявшей республику с тех пор, как политическая верхушка Сакартвело с головой погрязла в элитарной коррупции.