После отъезда президента Франции из Тбилиси чиновная и пишущая братия Сакартвело ежедневно демонстрировала образцовое единодушие в оценках его визита. Будто бы знаменательная речь Николя Саркози на площади Свободы засвидетельствовала полную поддержку Евросоюзом режима Саакашвили. Но с каждым днем становится все яснее: галантный гость лишь озвучил то, что хотела услышать принимающая сторона. А за кулисами между двумя президентами разговор шел в совершенно иной тональности.
Пока Вашингтон не решил окончательно распрощаться с Саакашвили, с этим авантюристом вынуждены считаться и европейцы. Это тем более касается французского лидера Николя Саркози, который в свое время выступил гарантом мирного процесса между Грузией и Россией. Поэтому в своей речи перед собравшимися на тбилисской площади Свободы он и провозглашал тезисы, которые противоречили его собственным заявлениям трехгодичной давности, но очень льстили самолюбию авлабарского горлопана.
Читайте также: НАТО перетягивает Тбилиси
Конъюнктурное двурушничество француза было тем очевиднее, что одновременно он призвал грузинские власти к сотрудничеству с Россией, полностью противореча своей же речи, будто сочиненной по лекалам Саакашвили. А теперь становится понятно, что эта оговорка была, пожалуй, единственной искренней мыслью в его выступлении перед жителями Сакартвело. Собственно, вся поездка Николя Саркози в закавказскую республику - это попытка реанимировать свой образ миротворца и подтолкнуть Тбилиси к реальному диалогу с Москвой. Такая дипломатическая победа сыграла бы на руку французскому лидеру, которому вскоре предстоят президентские выборы на родине.
Но в условиях, когда тирания американской марионетки в Грузии постепенно укрепляется, подвигнуть тбилисский режим на внешнеполитический переворот можно было только за счет привычной ему риторики. К ней и прибег Саркози. Ничего большего за его речью, вызвавшей справедливое негодование в Сухуме и Цхинвале и понятное недоумение в Москве, не скрывалось.
Читайте также: Саакашвили хочет к Путину
По мнению старшего научного сотрудника Отдела Кавказа Института стран СНГ Руслана Харабуа, французский лидер просто потакал фантастическим чаяниям грузинской властной верхушки. "Я думаю, что Саркози дал некие гарантии грузинскому руководству относительно того, что в этом случае у них появится реальная возможность возвращения Абхазии и Южной Осетии", - отметил эксперт. Понятное дело, что на самом деле никаких гарантий Саркози дать не мог, поскольку для эффективного политического давления на Абхазию и Южную Осетию их нужно как минимум признать. Пока Вашингтон не списал Саакашвили в утиль, это невозможно. А рычагов для давления на Москву у Парижа нет.
Судить о грузинском векторе европейской дипломатии правильнее по делам, а не по словам. Что же касается дел, то в данном случае они таковы. Никто - ни сам Михаил Саакашвили, ни кто-либо из его окружения - не соизволил проводить дорогого французского гостя до самолета. По законам дипломатического политеса это откровенная обструкция. Будто не руководитель великой европейской державы, а гастролер из третьеразрядной африканской страны покидал древнюю землю Сакартвело. Особенно разительно финал визита Саркози в Грузию воспринимается на фоне тех почестей, какие ему были оказаны при встрече.
Читайте также: Саакашвили сделал Саркози отцом
"Наши власти действуют, как советские номенклатурщики. Хочешь не хочешь, а вспомнишь приезд Брежнева в Тбилиси", - оценила лидер оппозиционного "Демократического движения "Единая Грузия" Нино Бурджанадзе великодержавный размах торжеств по случаю прибытия французского гостя.
Поэтому обстоятельства отъезда французского лидера, больше похожего на бегство, четко сигнализируют: даже произнеся на площади Свободы полную лести речь, Саркози не оправдал ожиданий грузинского деспота. А все потому, что за закрытыми дверями гость подверг хозяина безжалостной критике. И сколько бы Мишико ни уверял, что Франция "удочерила" Грузию, это сомнительная - для родины царицы Тамары и Шота Руставели - честь неспособна скрыть очередной дипломатический провал Саакашвили. Ведь он так и не сумел добиться от визитера реальных гарантий по вступлению в НАТО и ЕС.
Этим и было вызвано крайне неуважительное отношение кавказской "сироты" к европейской "мачехе". "Саакашвили представляет визит президента Франции как свою личную поддержку, однако он услышал от Николя Саркози такие слова в своем дворце, что после них никто не провожал гостя", - прокомментировала жалкое завершение государственного визита Николя Саркози в Грузию Нино Бурджанадзе корреспонденту газеты "Взгляд".