"А может нам признать Абхазию?", - задался вопросом самый говорливый грузинский эксперт Мамука Арешидзе. Накануне он дал интервью изданию Медианьюс, в котором заявил, что на Западе грузинским политикам предлагают подумать над признанием независимости Абхазии. В этом, почти сенсационном для грузинской публики заявлении, дается несколько полезных оценок действиям тбилисских властей, одна из которых заключается в том, что все нынешние стратегии и тактики возвращения Абхазии в состав Грузии изжили себя.
Мамука Арешидзе, как значится в его визитке, является экспертом по вопросам Кавказа. Он умудряется давать свои комментарии всем СМИ одновременно, и они очень ценят его за "знание предмета".
На этот раз осведомленный эксперт предлагает властям своей страны, как ему кажется, единственно верный путь - протоптать для Абхазии дорожку в Европу, с тем, чтобы она не оказалась в полной зависимости от России.
В среде европейских и американских политиков и экспертов действительно давно ищут пути выхода из грузино-абхазского тупика. И, наряду с традиционным взглядом на вещи, присутствует и идея - "а почему бы Грузии самой не признать Абхазию"? Ведь по факту две страны итак уже почти двадцать лет живут порознь.
Во время последнего визита в Абхазию делегация влиятельного международного фонда Маршала, в котором объединены бывшие высшие чиновники стран "Большой восьмерки", заявила: "Мы готовы вас признать. Только сначала это должна сделать Грузия. Убедите грузин признать вашу независимость, и мы вас признаем через час после этого".
Мамука Арешидзе считает, что на Западе, где грузинам осторожно предлагают подумать над признанием бывшей автономии, руководствуются при этом интересами Абхазии и опасаются, что она попадет в чрезмерную зависимость от России. На самом же деле велика вероятность, что всем безразлично, как сложится судьба небольшого народа. Более того, Запад вполне может быть готов признать интеграцию Абхазии в Россию неизбежной и перевернуть эту страницу истории.
В действительности, события разворачиваются самым неприятным для Грузии образом. Тбилиси со своим реваншизмом и нереалистичными амбициями начинает откровенно раздражать и США, и страны Евросоюза, и ближайших соседей, например, Турцию и Армению.
Фактически, Грузия выступает сегодня как основное препятствие региональной интеграции, развитию экономики всех стран региона и вообще восстановлению Южного Кавказа как единого политического и экономического организма.
Грузия, добиваясь изоляции Абхазии и Южной Осетии, держит закрытыми границы и дороги. Например, если завтра откроется грузино-абхазская граница по реке Ингур, а также магистрали, соединяющие Россию с Кавказом, Турцией и Ираном, то очень скоро Южный Кавказ будет не узнать. Экономическая стагнация сменится ростом, потенциал конфликтов сойдет на нет, но транзитная и богатая Абхазия даже в теории будет потеряна для Грузии навсегда.
Сегодня в заложниках политических амбиций грузинских властей оказались полтора миллиона жителей западных районов страны, где географический тупик и разрыв торговых связей с Россией вызвал деградацию.
А вот влиятельные страны, которым Грузия слишком много должна, больше не хотят быть заложниками идеи грузинской территориальной целостности. У них с Кавказом связаны большие надежды.
Евросоюз уже вышел к Черному морю, приняв в свои ряды Румынию и Болгарию, но "пригороды" ЕС выглядят удручающе. Известный журналист и исследователь Томас де Ваал рассказывает в СМИ о том, как он пешком через блок-посты переходил грузино-абхазскую границу. Для европейцев это нонсенс, ведь Кавказ - не Африка.
А ведь впереди маячат крупные экономические проекты, в которых затрагиваются международные интересы. В последние предновогодние дни президент России Дмитрий Медведев подписал меморандум о строительстве черноморской кольцевой автодороги. Эта мега-трасса пройдет по территории всех стран черноморского бассейна, а также Греции. И только в Грузии эта дорога может упереться в ржавый ингурский мост.
Пять лет назад, пока Абхазия была никем не признана, можно было попробовать договориться в тиши вашингтонских кабинетов об еще одной молниеносной войне для "установления конституционного порядка". Но теперь, когда на границе двух враждующих стран стоят российские войска, приходится считаться с реальностью.
Однако сегодня невозможно представить, чтобы Михаил Саакашвили даже под серьезным давлением Запада пошел хотя бы на небольшие уступки в абхазском направлении. «Возвращение Абхазии» - национальная идеология, которую придется демонтировать вместе с режимом для того, чтобы вернуться в реальность.
Поэтому события, скорее всего, пойдут по другому сценарию. Решать вопросы по поводу урегулирования конфликтов Россия, Евросоюз и может быть Турция, будут без Грузии, которой по-прежнему придется быть заложницей собственных иллюзий.