Поножовщина от представителей северокавказских республик на Ставрополье подтолкнула губернатора Валерия Зеренкова последовать примеру кубанского коллеги Александра Ткачева и поставить под ружье казаков. Правительство края изучает юридическую сторону вопроса, хотя речь идет только о разрешенном в России травматическом оружии. Но не все согласны с эффективностью этой меры.
Губернатору Валерию Зеренкову по горло хватило невинномысской смуты, и, после очередного нападения кавказца с ножом на русского парня Максима Спасибова, он пришел на расширенное заседание Совета атаманов Ставропольского казачьего округа Терского войска и пообещал вооружить служивых травматическим оружием. «У нашей общей работы должен быть один результат - чтобы все, кто приезжает на нашу землю, жили по нашим правилам. Устраивать на Ставрополье поножовщину и пальбу мы никому не позволим. Пусть это все знают и слышат", - пригрозил он.
До инцидента в краевом центре, когда ингуш во время драки у ночного клуба пырнул Спасибова ножом и по-боевому провернул его так, что парень попал на несколько дней в реанимацию с поврежденным желудком, похожее преступление произошло в Невинномысске. В начале декабря чеченец Висхан Акаев в потасовке ударил в пах Николая Науменко близ кафе «Зодиак», отчего тот скончался по дороге в больницу. Убийца быстро скрылся и находится в розыске до сих пор. А жители Невинномысска при поддержке ставропольских националистов вышли на акции протеста против этнической преступности. Два из трех митингов были разогнаны властями, участники арестованы.
Из-за Максима Спасибова тоже планировалось собрание на главной площади Ставрополя, но ранее замеченных в общественной деятельности активистов полиция «обезвредила». Казаки, обещавшие поддержать националистов, в это время пошли на встречу к губернатору, видимо, не желая конфликтовать с властями. Но зато уж на Совете атаманов за закрытыми для прессы дверями они высказали все, что думают о ситуации на Ставрополье. Они потребовали выселить семьи тех, кто напал на Спасибова, и потребовали компенсации от ингушских властей. А для себя выпросили оружие, чтобы не гибнуть от рук наглеющих гостей края.
Как документально будет оформлено вооружение казаков, сейчас изучают юристы в правительстве края, сказал корреспонденту «Большого Кавказа» атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского казачьего войска Александр Фалько.
По российским законам, казакам никто не мешает приобретать травматическое оружие, если нет противопоказаний психолога и нарколога. Но в этом случае за применение оружия придется отвечать в частном порядке - по статье уголовного кодекса о превышении самообороны. Такое уже было в Кисловодске, где пятеро общественных казаков защитили торговца экспандерами, но из-за этого стали участниками драки с кавказцами, в которой погибли армянин и грузин. Дело против казаков было возбуждено по статье «убийство».
Еще можно дать казакам статус частных охранников, что не слишком расширит их полномочия. Или вообще включить казаков в МВД или министерство обороны.
Сейчас казачьи дружины уже служат при некоторых муниципалитетах края. Но они не имеют права ни задерживать правонарушителей, ни проверять у подозрительных лиц документы, ни применять физическую силу, не говоря уже об оружии. Патрулируют злачные места и темные улицы они только вместе с полицией. В администрации Ставрополя они выполняют функции охраны на входе. Вот и вся служба.
Пресс-атташе Терского казачьего войска Александр Кузнецов, прошедший чеченскую войну и снявший несколько фильмов о казачестве, полагает, что оружие - неизменный атрибут казака, поэтому даже вопроса, вооружать или нет, быть не может.
Поддерживает инициативу ставропольского губернатора и председатель регионального отделения партии «Российский общенародный союз» Юрий Березин.
«Если казак проходит по медицинским показаниям, то проблемы нет в том, что он будет носить травматическое оружие и применять его в исключительных случаях. В нашей стране на это имеет право любой человек. Если же он применит «по беспределу», его будет ждать уголовное преследование, как и любого гражданина», - рассуждает политик.
По мнению Березина, «опыт казачьих дружин на Кубани показал, что это разумная идея». Она не говорит о бессилии полиции, уверен представитель РОС. Такие добровольные народные дружины, напомнил он корреспонденту «Большого Кавказа», были и в советское время. Что касается увеличения финансовых затрат на охрану общественного порядка, а казаки выходят на дежурства за бюджетный счет, то безопасность граждан, полагает наш собеседник, дорогого стоит.
А вот председатель краевого отделения партии «Яблоко» Виталий Зубенко инициативу Зеренкова критикует. «Такие экзотические меры совсем не к месту, потому что есть полиция, которой вполне по силам справиться с ситуацией. Я являюсь членом общественного совета при ГУ МВД по Ставропольскому краю и знаю, что в Невинномысске и в других городах уже начали создавать казачьи дружины», - отметил политик.
Виталий Зубенко считает неправильным наделять преференциями социальную группу казаков. «Я так понимаю, что таким образом краевые власти заигрывают с казаками, дают им особый статус, но я считаю, что вооружены должны быть только сотрудники соответствующих правоохранительных органов, - подчеркнул он в разговоре с корреспондентом «Большого Кавказа». - Я отрицательно отношусь этой инициативе, но положительно отношусь к тому, чтобы любые граждане могли участвовать в народных дружинах, как в Советском Союзе. Некоторые, проходя такую стажировку, могли потом служить в правоохранительных органах».
Что касается причин, которыми обосновывается вооружение казаков, то, несмотря на всю трагичность этих случаев, Зубенко уверен: предотвратить подобное никому не под силу. «Тогда нужно к каждому злачному месту приставить по казаку. И потом, хулиганы кавказской или некавказской национальности, если будут понимать, что у казаков есть травматическое оружие, они будут более тщательно готовиться к преступлению», - уверяет наш собеседник, ссылаясь на свой адвокатский опыт.
«Я приветствую желание самих казаков навести порядок, но почему казак должен быть вооружен, если он гражданский человек? Если уж создавать такие казачьи бригады, то в рамках полиции. Пусть надевают погоны и работают на профессиональной основе. Есть закон об оружии, есть закон о полиции, и приоритет отдельным социальным группам отдавать не стоит», - заключил Виталий Зубенко.