Оказывается, даже вполне однозначные заявления генерального секретаря ООН Тбилиси может трактовать по-своему. В интервью одному из российских информагентств Пан Ги Мун подчеркнул важность женевских переговоров по безопасности и стабильности на Кавказе. Но некоторые грузинские СМИ вышли с не слишком оптимистичными заголовками. Невольно задаешься вопросом: нужна ли Грузии едва ли не единственная на сегодняшний день переговорная площадка с представителями Абхазии и Южной Осетии?
"Женевский процесс дает хорошую возможность для консультаций по укреплению мира и стабильности, - цитирует генсека РИА Новости. - Возможно, трудно ожидать полного решения проблемы, но удалось договориться о механизме предотвращения инцидентов, который работает очень хорошо". По словам Пан Ги Муна, 15 раундов дискуссий привели к конкретным результатам, поэтому он хотел бы обсудить, как можно полнее использовать платформу этих переговоров.
Казалось бы, позитивный тон высказывания генсека очевиден. Однако некоторые электронные грузинские СМИ вышли с заголовками а-ля "Генсек ООН не верит в способность Женевского формата решить проблемы в Грузии". Где именно грузинские журналисты разглядели сомнения Пан Ги Муна в жизнеспособности дискуссий в Швейцарии, сказать сложно. Да, он не исключил, что полного решения проблемы ожидать трудно. Но основная задача переговоров в Женеве в том, чтобы находить ответы на актуальные вопросы при участии дипломатов из Грузии, Абхазии и Южной Осетии, а также международных посредников, коими являются Россия, США, Евросоюз и ряд других организаций. В том числе, и ООН. Очевидно, что когда Тбилиси, Цхинвалу и Сухуму удастся найти общий язык и, возможно, подписать какие-то соглашения, настанет черед новых переговорных площадок, создание которых - лишь вопрос времени. Было бы желание.
Безусловно, встречи в Женеве не оправдали тех надежд, которые на них возлагались. Основными достижениями за два с половиной года существования дискуссий стали договоренности о проведении ряда переговоров в Гале и Эргнети в рамках механизма по предотвращению и реагированию на приграничные инциденты. Главная проблема в том, что грузинские дипломаты всегда исходили из старых реалий и не были намерены подписывать со своими осетинскими и абхазскими коллегами никаких документов, полагая, что с их стороны это будет признанием независимости закавказских республик.
Представители Абхазии и Южной Осетии крайне заинтересованы в том, чтобы сесть за стол переговоров с Грузией. Ведь именно в Гале и, до недавнего времени, в Эргнети можно было обсудить проблемы приграничного населения, которому не так просто адаптироваться к сложившейся ситуации. Ну, а Тбилиси в последнее время стал проявлять странный негативизм по отношению к соседям. Так, в марте в средней школе села Эргнети открылся "уголок информационного центра НАТО в Грузии". А руководитель "центра" Тенгиз Гоготишвили с гордостью заявил, что Эргнети, как и любая другая деревня в Грузии - это "зона НАТО".
Читайте по теме:
Почему для создания "уголка" Североатлантического альянса было выбрано именно Эргнети? Ведь, делая подобный шаг, нужно понимать, что такая выходка вряд ли придется по душе югоосетинским дипломатам. Так оно в итоге и произошло: Цхинвал обоснованно отказался принимать участие во встречах в этом населенном пункте. Теперь площадку для переговоров перенесли в село Двани. Отчего-то кажется, что вскоре "уголок НАТО" откроется и там.
Возможно, грузинская сторона постепенно приходит к пониманию того, что в скором времени Запад устанет от игр Тбилиси в кошки-мышки, и пытается спровоцировать осетин на срыв переговоров. Ведь именно резиденты Сакартвело с поразительной легкостью отвергают любые мирные инициативы Москвы. Так, на последнем раунде женевских дискуссий российская сторона подтвердила, что она готова выступить в роли гаранта неповторения войны между Грузией, Абхазией и Южной Осетией. Замглавы МИД РФ Григорий Карасин напомнил - если Тбилиси не хочет подписывать документов с Цхинвалом и Сухумом, то компромисс можно найти в односторонних декларациях с печатью ООН, которые не нуждаются во взаимном скреплении подписями. Но даже на такой шаг грузинская сторона пойти не готова.
Похоже, недаром эксперты отмечают, что сейчас политика нынешнего грузинского руководства отбрасывает тень некоей пиар-активности с большим элементом фарса и профанации. И куда в итоге приведет эта дорожка, неизвестно, пожалуй, даже идеологу новой грузинской демократии, господину Саакашвили. Но договариваться с соседями, как ни крути, все равно придется.