Но вернемся к синагоге. Строить ее будут на месте музыкального училища, разрушенного бомбардировкой в первую чеченскую войну. Это училище до знаменитой "безбожной пятилетки" было "сердцем"многолюдного и пестрого еврейского квартала города - городской синагогой Грозного, воздвигнутой в 1900 году. Сам квартал был такой же частью жизни города, как и река Сунжа, которая будет течь столько, сколько живет чеченский народ.
В Чечне жива легенда об основании генералом Ермоловым крепости Грозная. Согласно этой легенде, на месте этой крепости раньше стоял древнее селение Джухур-Юрт, основанное в незапамятные времена горскими евреями Чечни - джухурами. В истории джухуров, которая насчитывает около двух с половиной тысяч лет, легенды вплетаются в факты как затейливый восточный орнамент. В этом орнаменте история джухуров сплетается с историей вайнахского этноса.
В вайнахских языках и диалектах горских евреев многие слова поразительно похожи. Например, слово "хлеб" в еврейских наречиях звучит как "хала", а по-чеченски "хлеб" - кхаллар. Слово "двойной" на иврите - "шин", а на чеченском "двойной" - шин-шиъ. На иврите "традиция" - Галаха. На чеченском "традиция" - Г1иллакх. Чем это вызвано, точно никто сказать не может, но ясно одно: чеченские евреи всегда чувствовали себя частью Кавказа, а чеченцы, в свою очередь, не могли помыслить жизнь Кавказа без присутствия там евреев. Как и у кавказцев, в основе социальной структуры горских евреев был клан, а в основе жизни - местный вариант еврейской Галахи, очень напоминающий адат.
Чеченские евреи делили с вайнахами всю сложную историю Северного Кавказа. В годы Кавказской войны XIX века многие из них воевали на стороне имама Шамиля, и русские войска считали джухуров чеченцами иудейского вероисповедания, не менее воинственными, чем сами чеченцы-мусульмане. Русская администрация пыталась "разбавить" еврейский ареал Кавказа выходцами из центральной России, надеясь, что "русские" евреи "ассимилируют" и "умиротворят" "чеченских". Документы тех времен показывают, что джухуры долго не хотели воспринимать "русских" евреев как "своих". Конфликты на этой почве были нормальным явлением. Нередко можно было слышать от джухуров, что их единоверцы из России нечестно торгуют, не соблюдают еврейских обычаев и вообще не иудеи. За словами шли призывы к погромам русских евреев, которые с большим трудом гасили чеченские ребе.
Так или иначе, с течением времени русские евреи обосновались в Чечне, построили в 1900 году в Грозном синагогу, но память о еврейских столкновениях надолго осталась в языке джухуров в поговорке: "Нехорошо перерезать ашкеназу горло. Он не будет мучиться". Бросив в сердцах эти слова, джухур нередко шел на помощь своему другу-ашкеназу, а вместе они часто помогали своему другу-чеченцу.
Этнические чистки начались в Чечне после воцарения Дудаева. Кстати, в Чечне рассказывают историю о том, как Джохар Мусаевич, во время своей службы в Эстонии, менял как-то паспорт. В графе "национальность" ему написали "татарин". Дело в том, что паспортистка-эстонка никогда не встречала такой национальности, как "тат", то есть горский еврей.
Александр Ашуров