Угрозой национальной безопасности России, как многие называют коррупцию на Северном Кавказе, сегодня на своей пятой конференции озаботился Общественный совет СКФО. Полпред Александр Хлопонин призвал вырабатывать "иммунитет к коррупции". Между тем, как раз сейчас можно говорить о некоторых успехах правоохранителей в арестах чиновников высокого ранга. Но обусловлены ли они новой "линией партии" или являются всего лишь отражением клановой борьбы?
Общественный Совет СКФО уже обсуждал проблемы межэтнических отношений, этику средств массовой информации, туризм. Дошла очередь и до " угрозы национальной безопасности России", как в 2010 году определил коррупцию на Северном Кавказе тогда еще президент Дмитрий Медведев. Совет организовал пятую конференцию под названием "Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти СКФО в области противодействия коррупции".
Самой коррумпированной сферой на Северном Кавказе полпред Александр Хлопонин назвал земельные вопросы. По его данным, "80 процентов совершаемых коррупционных противоправных действий вращаются вокруг земли". Поэтому все земельные споры он предложил направлять специальной экспертной группе, выполняющей функции арбитража. То есть, на суды полпред уже и не надеется: настолько они продажны. При этом Хлопонин посоветовал обществу "выработать иммунитет к коррупции", хотя лучше бы этот иммунитет выработали в себе госслужащие.
Впрочем, пока чиновники заседают и воруют, правоохранительные органы на Северном Кавказе перешли от слов к делу. Как отчитывалась Генпрокуратура по СКФО, только за 10 месяцев прошлого года было выявлено свыше 2 тысяч преступлений коррупционной направленности. 343 чиновника попались на взятке. Среди фигурантов уголовных дел по данным на ноябрь было 74 руководителя муниципалитетов и 30 депутатов, а также 37 сотрудников следственных органов.
По оконченным в прошлом году делам государство понесло ущерб на 521 миллион рублей, из которых возмещено лишь 9 миллионов. Как отмечало Главное управление МВД по СКФО, больше всего чиновники наживаются при распределении и расходовании бюджетных средств, на выделении земельных участков, а также в сферах образования и здравоохранения.
Ставрополье, поменявшее в 2012 году губернатора, в деле борьбы с коррупцией преуспело больше всех субъектов СКФО. За год в крае зарегистрированы 340 фактов дачи взятки. Количество коррупционных дел возросло в три раза, по сравнению с предыдущим годом. Долго муссировали журналисты аресты сити-менеджера Ставрополя Игоря Бестужего, министра спорта края Виктора Осипова, мэра Михайловска Александра Лунина.
Эти люди были ставленниками экс-губернатора Валерия Гаевского, поэтому новая власть без особых угрызений совести разделалась с ними. На очереди - мэр Буденновска Александр Юрченко, который, по слухам, давно переехал в Швейцарию, а родной город использует только для получения ренты.
Прокуратура Ставропольского края в данный момент направила в адрес губернатора Валерия Зеренкова рекомендацию инициировать в отношении Юрченко "процедуру удаления в отставку". Прокурор указал, что градоначальник нарушает 131-й закон о местном самоуправлении и закон о противодействии коррупции. Он занимает сразу четыре поста: главы города, главы района, председателя городской думы и председателя районного совета депутатов. И, естественно, использует свою фактически безграничную власть в угоду себе и своим "хорошим" знакомым. Например, дает разрешение на строительство там, где, казалось бы, невозможно уже воткнуть здание. Кроме того, он фактически владеет местным мясоперерабатывающим предприятием, оформленным на его мать.
Вот только вопрос, что мешало уличить Игоря Бестужего или того же Юрченко ранее? Не является ли происходящее заменой чужих сукиных сынов своими под благовидным предлогом борьбы с коррупцией.
Столь же громкими разоблачениями отличались КБР, где родня главы республики Арсена Канокова оказалась под следствием из-за приватизации обветшалого здания филармонии, и Ингушетия, где за три года к уголовной ответственности привлечены более 120 чиновников, в том числе семь министров, включая "коммунальщика" Мержоева и "спортсмена" Оздоева. Но там власть не менялась, а значит, можно предположить, что все-таки дело не в клановой борьбе. Политолог Алексей Мухин объяснял это явление соревнованием между субъектами Северного Кавказа за благосклонность Кремля и полагал, что это связано с задачей повышения инвестиционной привлекательности региона.
Однако, оживление в сфере борьбы с коррупцией среди чиновников высокого ранга затронуло не только Северный Кавказ. В Петербурге с нового года не утихают коррупционные скандалы. Там чиновники извлекали выгоду из всего - начиная со строительства стадиона на Крестовском и заканчивая вывозом мусора. В Башкирии судом отстранен от должности мэр Белорецка Игорь Кусакин, заключавший договора в пользу фирм его жены. В Тольятти судом уволены заммэра по соцвопросам Елена Ширнина и замруководителя департамента соцподдержки населения мэрии Оксана Каширина, незаконно назначенные на эти должности.
В Воронеже мэр Сергей Колиух ушел в отставку после того, как областной отдел по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД изрядно почистил ряды управленцев в городе. В уголовных делах фигурировали директор городской дирекция единого заказчика ЖКХ" Сергей Богатырев, директор "Воронежтеплосети" Алексей Сергеев, глава управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Воронежа, спикер городской Думы Александр Шипулин, его заместитель Леонид Зенищев и другие.
Дело дошло, как мы видим, уже и до депутатов Госдумы, спешно сдающих мандаты. Так что в стране действительно начались долгожданные чистки от коррупционеров. Но пока большинство жуликов и воров отделываются условными сроками, даже не возмещая государству нанесенный алчностью ущерб. Поэтому, как ни крути, пока борьба с коррупцией носит показательный характер, в том числе и на Северном Кавказе.