Инвестициями в "золотой унитаз" назвал некоторые государственные капиталовложения в Дагестане старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов. Известный экономист 11 мая выступил на семинаре проекта "Дагестанский гражданский университет" с докладом "Дагестан в период перемен: мобилизация без модернизации". BigCaucasus планирует опубликовать обзор выступления эксперта в ближайшее время. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей один из наиболее ярких фрагментов доклада, посвященный региональной инвестиционной политике.
"Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2012 год составил 152,4 млрд рублей и увеличился к 2011 году на 8,3 %. В расчете на одного жителя приходится 51,9 тыс. рублей инвестиций, что в 1,7 раза меньше, чем в среднем по России". (РИА "Дагестан").
Несмотря на то что официально декларируется более 152 млрд рублей инвестиций в экономику, фактически структура инвестиций говорит о значительно меньшей величине.
14,7 % или 22,4 млрд рублей - это так называемые "инвестиции в основной капитал по индивидуальному жилищному строительству". Однако здесь явная методологическая ошибка. Так как основное свойство инвестиций - получение прибыли, то к инвестициям относится только то индивидуальное жилищное строительство, которое предусматривает дальнейшую сдачу жилья внаем с целью получения дохода.
В индивидуальном жилищном строительстве такого жилья ничтожно мало. По сути, в инвестиции записывают потребление. Можно построить особняк на миллиард рублей с сантехникой из золота, и статистика отчитается об этих расходах, как об инвестициях. Но это будет ошибкой: золотой унитаз частного особняка не приносит прибыли.
64 % или 97,4 млрд рублей - так называемые "прочие инвестиции" - инвестиции юридических и физических лиц с учетом неформальной и скрытой деятельности. Эта цифра определяется статистикой на основе собственной оценки теневой экономики. Адекватной методики оценки нет. Поэтому можно говорить с одинаковой степенью достоверности и о 10, и о 100 млрд рублей, в зависимости от того, насколько позитивную динамику нужно показать.
Инвестиций как таковых по крупным, средним, малым и микропредприятиям статистика показывает всего 32,5 млрд рублей. То есть в пять раз меньше (заявленной в целом цифры - прим. ред.). Но и внутри каждой группы мы видим, что из 25,3 млрд рублей по крупным и средним организациям 2,4 млрд - вложения в жилье, 16 млрд - строительство главным образом социальных объектов, которые не принесут прибыли, 1,7 млрд - "прочие" инвестиции, что вполне может оказаться "золотым унитазом" в кабинете чиновника или его автомобилем. Реальное количество денег, которые должны принести прибыль, - примерно в 10 раз меньше, чем в официальном рапорте об инвестициях.
Инвестиции в "золотой унитаз" типичны для Дагестана - по сути, это фактические затраты на потребление или вложения государства и государственных структур с фиктивной составляющей, которые по своей природе не приносят прибыли и окупаются для инициаторов в процессе строительства, а не эксплуатации.
Справедливости ради стоит отметить, что если золотой унитаз, установленный в частном особняке, считается потреблением, то золотой унитаз в платном туалете считается инвестицией.
Ювелирный магнат из Гонконга Лам Сай-Винг в 2001 году создал из шести тонн золота ванну и туалетную комнату с умывальниками, туалетными ершиками, держатели туалетной бумаги, зеркалами, канделябрами. Сейчас от этого набора остался лишь унитаз весом 280 кг, остальная сантехника была переплавлена в 2008 году.
Золотой унитаз выставлен в ювелирном магазине, и для тех, кто купил украшений минимум на 200 долларов, за 20 долларов разрешается присесть на сиденье в одежде; при этом клиенты должны снять обувь, чтобы не поцарапать золотые плитки. Этот золотой унитаз занимает почетное место в Книге рекордов Гиннесса, как один из самых дорогих туалетов во всем мире, хотя де-факто самой услуги не оказывает. Начальная цена $4,8 млн (цена золотого лома $4,1 млн), цена в 2013 году - $19,7 млн (цена металла $16,7 млн).
Попробуем осмыслить бизнес-модель Дагестана как платный туалет с золотым унитазом. Если он будет финансироваться Внешэкономбанком под установленные 10 % годовых, то при стоимости одной минуты "посещения" в 600 рублей ($20), с учетом налогов и накладных расходов, точка безубыточности будет находиться в диапазоне 200-250 тысяч посетителей в год.
Проблема "золотого унитаза" в том, что даже если 365 дней в году круглосуточно будет стоять очередь желающих заплатить 20 долларов за минуту, при 10 секундной смене клиентов пропускная способность не превысит 450 тысяч человек. Слабое место проекта - найти 300 тысяч посетителей в год, чтобы начать окупать вложения. Легче сразу украсть унитаз или заменить его позолоченным.
Однако логика проекта "золотой унитаз" типична для дагестанских инвестпроектов. По этой схеме, например, построен проект "Матлас" ОАО "Курорты Северного Кавказа". Согласно оценкам экспертов, КСК окупается при посещаемости 10 млн туристов в год. При этом в стране лыжным спортом занимаются менее 200 тысяч человек. То есть это фактически один к одному - модель "золотого унитаза".
Подготовил Бадма Бюрчиев