Почти год назад российские миротворцы в Южной Осетии не могли себе представить, что Грузия нападет, смяв танками их блокпосты. С тех пор много воды утекло. Военные на границах теперь уже признанной республики оказывают помощь в охране ее рубежей, согласно Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. А осетины все также отмечают День миротворца, памятуя о том, как российские солдаты принесли сюда мир в 1992 году и как отдавали за него свои жизни в 2008-м.
Перед тем, как президенты России и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварнадзе в 1992 году заключили Дагомысское соглашение о принципах урегулирования конфликта и ввели в регион миротворцев, Южная Осетия пережила подряд две агрессии грузинской армии.
Первая, под руководством первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдия окончилась гражданской войной. Цхинвал был захвачен. Десятки тысяч жителей региона стали беженцами, другие - ополченцами. Осетинские отряды самообороны изгнали грузинские военные формирования. В ответ официальный Тбилиси установил блокаду Южной Осетии. Было отключено ее энергоснабжение, что привело к жертвам от холодов. Блокировались дороги, по которым в Цхинвал поступало продовольствие. Случались нападения на колонны осетинских беженцев, как это было во время трагедии у селения Зар. Грузинская армия периодически обстреливала Цхинвал с окружающих его высот.
В конце 1991 года к власти в Грузии пришел Эдуард Шеварнадзе. Он решил повторить подвиг своего предшественника, и был намерен снова взять столицу самопровозглашенной республики силой. Однако под давлением российского руководства Шеварднадзе пошел на уступки и начал переговоры о мирном урегулировании.
В июне 1992 года было подписано Дагомысское соглашение. 14 июля 1992 года был прекращен огонь и в зону конфликта были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трех батальонов - российского, грузинского и осетинского, в каждом до 500 военнослужащих. Этот день стал для Южной Осетии праздником, который она отмечает и сегодня.
По Дагомысскому соглашению миротворцы 16 лет охраняли хрупкий мир в зоне грузино-осетинского конфликта и были гарантом невозобновления боевых действий, отмечается на сайте Министерства печати и информации Южной Осетии. Но с 2004 года, когда к власти в Грузии пришел Саакашвили, официальный Тбилиси начал кампанию по дискредитации российских миротворцев. Их обвиняли в сокрытии осетинских вооружений, в ротации не через законный КПП, а через Рокский тоннель, в усилении контингента, в создании препятствий для наблюдателей от ОБСЕ, в неспособности предотвратить обстрелы грузинских сел на границе с Южной Осетией и тому подобном. Миротворческий контингент назвали заинтересованной, а не нейтральной силой, указывая на то, что Россия экономически поддерживает режим Эдуарда Кокойты и раздает российские паспорта местным жителям.