Несмотря на то что кандидаты в президенты Армении пытаются "продать" себя избирателю любым способом, армяне рады были бы голосовать "против всех". Как показали итоги электронных голосований, кандидат "против всех" мог бы составить реальную конкуренцию Сержу Саргсяну.
Текущая президентская гонка в Армении могла быть стать сюжетом для отличной трагикомедии. Образы армянской президентской драмы довольно противоречивы, герои перечат своим оппонентам и часто противоречат самим себе. В сюжетах переплетается весь накопленный в обществе драматизм, что иногда вливается в то же общество из уст кандидатов с таким острым сарказмом, которому бы позавидовал даже выдающийся американский комик Джордж Карин.
На этот раз, как и почти всегда бывает в Армении, не состоялись публичные дебаты между кандидатами. Избиратель так и не узнал, кто лучше. Конечно, все понимают, кто "круче" - действующий глава государства Серж Саргсян вне конкуренции. Но высокомерность кандидатов просто зашкаливает. Каждый видит себя в качестве фаворита на выборах. Все хотят войти в полемику только с Саргсяном, а он почему-то этого не желает. Нелегкая учесть выпала журналистам, которые связывают и представляют общественности заочную словесную перепалку между кандидатами. Драматизм усугубляется еще и тем, что часто вместо того, чтобы представлять электорату свои программы, кандидаты красуются перед камерой, произнося слова на уроне тостов или "жестко" отвечая друг другу в стиле "ты кто такой...".
Командует парадом президентской гонки Серж Саргсян, который говорит с гражданами на "ты". Хотя он неоднократно заявил, что к гражданину Армении необходимо обращаться на "Вы". Дальше последовали "крылатые" выражения Сержа Азатовича. Свои шансы на переизбрание он сравнил с аукционом. "70 из 100 забьем (имеется ввиду процент голосов - прим. автора). Сколько захочешь забьем", - сказал Саргсян, отвечая на наивный вопрос журналистки. Дальше президент делает крутой поворот и великодушно заявляет: "Если наши оппоненты победят на выборах, мы их поздравим". Что ж, креативно и неожиданно.
Дальше обратимся к наиболее вероятному конкуренту президента, пророку из стана оппозиции Раффи Ованнисяну. Его рукопожатия с гражданами и речи о борьбе "зла и добра" нацелены на получение от избирателя самого дорогого на сегодняшний день товара - голоса. Его цель - обойти города Армении пешком за 30 дней, пожать как можно больше рук и в американском стиле сказать всем и каждому "Да благословит вас Бог". Ованнисян родом из США. Эпатажный лидер оппозиции, воодушевленный Библией, проводит кампанию в формате вечного противостояния "белого и черного, Бога и Сатаны". И это сильно раздражает президента. Саргсян не желает поляризации общества и отмахивается от проведения разделительных линий. Наверное, призрак трагических событий 1-2 марта 2008 года еще кружит в стране.
Рейтинг Ованнисяна может возрасти, если он организует концерт-встречу в центре Еревана, где за него споют такие известные армянские певцы из диаспоры, как Серж Танкян, Арто Тунчбояджян и Арут Памбукчян. Все трое - его соратники.
Следующий кандидат - Грант Багратян. Бывший премьер-министр Армении, экономист и довольно интересная личность. С его именем связывается "дикая" приватизация вначале 1990-х годов и разгром экономики страны. Его избирательная кампания напоминает лекцию экономического курса о деолигархизации, КПД экономики и так далее. Он отрекся от позиции своей оппозиционной "семьи" - Армянского национального конгресса - не участвовать в выборах и отчаянно бросился в президентский марафон. В общем, гения армянской экономической мысли не понимает электорат, с трудом понимают специалисты и игнорирует его основной объект критики - действующий премьер-министр Тигран Саркисян.
Последним персонажем армянской избирательной трагикомедии является, наверное, самый яркий человек - советский диссидент, неоднократно изгнанный армянский "Робинзон" Паруйр Айрикян. Он везде видит след российского империализма. Политик так и остался в эпохе СССР и все еще борется с советским КГБ. За время избирательной гонки на него странно покушались с расстояния 20 см, выстрелили дважды, но он укорачивался как герой из фильма "Матрица" и, к счастью, остался жив. Однако на этом история не заканчивается. После покушения Айрикян на протяжении 10 дней держал медийное и политическое поле в плену своей дилеммы - обратиться в Конституционный суд с просьбой о переносе выборов или нет. Он писал и рвал заявления в КС, как герой произведения Шекспира, долго колеблясь между "быть или не быть".
Поведение всех персонажей, участвующих в избирательной гонке, свидетельствует об одном - каждый "продается" избирателю как может. Однако возникает довольно логичный вопрос: а нужно ли все это избирателю? Вряд ли. Достаточно пройтись по улицам любого города или села и спросить граждан, за кого они будет голосовать. Ответ каждого второго не заставит себя ждать: "Да ни за кого. Все решено. Мне то что?". Почти все электронные голосования на сайтах местных информационных агентств показали, что кандидат "против всех" уверенно держится в тройке фаворитов.
Если учесть отсутствие доступа к интернету у многих сельчан, которые не заинтересованы в выборах, то шансы "против всех" могут существенно вырасти. Учитывая тотальное недоверие армян к выборам, кандидат "против всех" мог бы составить реальную конкуренцию президенту. Но, к сожалению (или к счастью - для кого как), его уже много лет нет в бюллетенях.
Аршалуйс Мгдесян