Блеск и нищета - два слова, которые лучше всего характеризуют Грузию при нынешнем режиме. Причем, блеск почти всегда оказывается либо тонким слоем позолоты, который слазит, стоит ковырнуть ногтем, либо и вовсе - эфемерной реальностью, существующей только на словах властей. Зато нищета страны - самая настоящая, неприглядная, унизительная. Правительство Сакартвело стоит ткнуть в цифры носом, как опозорившегося котенка - в лужу. Треть населения страны считает, что живет за чертой бедности. А тысячи семей ютятся без крыши над головой.
Каждый третий в Грузии - бедняк. Именно таково реальное положение в стране демократии и общего процветания, о которых не устают рассказывать с телеэкранов власти. Послушаешь их - аж дыхание спирает: как хорошо живет-то Сакартвело! Вокруг - сплошные иностранные инвестиции, американские миллиардеры чуть не в очередь выстраиваются, чтобы вложиться в Грузию, зарубежные бизнесмены рвут друг у друга из рук выгодные контракты. Заграничные друзья говорят Саакашвили приятные вещи - мол, не страна у вас, а помесь Италии и Франции. Сам Мишико уверен: Грузия семимильными шагами догоняет Сингапур. Но ни итальянцам, ни французам, ни сингапурцам в страшном сне не приснятся условия, в которых существует народ Сакартвело.
Грузинские регионы находятся на грани нищеты. Каждый третий житель провинции зарабатывает меньше 200 лари в месяц - это порядка 125 долларов. Именно такой ежемесячный доход указали 35,1 процента опрошенных в ходе исследования, которое проводило в Грузии "Международное общество справедливых выборов и демократии" (ISFED). Всего вопрос о доходах задали 1101 человеку. Складывается впечатление, что треть региональных жителей зарабатывают на жизнь, стоя на паперти. Впрочем, наверное, даже там можно получать больше.
Как отмечается в исследовании, до 500 лари в месяц в грузинских регионах получают 24,8 процента населения. Итого, больше половины жителей провинциального Сакартвело существует меньше чем на триста долларов в месяц. И это в стране, где галопирует инфляция, где цены рвутся вверх, словно бешеные.
Немудрено, что регионы пустеют: все стремятся в единственный город, где есть работа и деньги - в Тбилиси. Уже сейчас там живет почти половина населения всей страны, а провинции пустеют. Сложно винить людей, ведь, по большому счету, только в столице есть шанс трудоустроиться - уровень безработицы там несколько меньше, чем в целом по республике. Да и зарплаты намного выше, в два-три раза.
А в регионах чем заняться? Промышленность развалена, про сельское хозяйство больше говорят, чем реально что-то делают. Выделяемые деньги исчезают, не доходя до фермерских хозяйств. Туризм развивать? Да не смешите: грузинский туризм - это рекламный проспект, блестящая погремушка власть имущих, которой весело бренчать на разных заграничных форумах. Послушать Саакашвили, так весь туризм сводится к строительству гостиниц и широким улыбкам навстречу дорогим гостям. Но в жизни все несколько сложнее и затратнее, чем представляется руководству страны. Да и сколько ни поет сладкоречивый Мишико - туристов в Грузии особенно не прибавляется.
Впрочем, и в провинции есть люди, которые зарабатывают пристойные по грузинским меркам деньги. Но их до неприличного мало - в общей сложности порядка 20 процентов опрошенных. 800 лари зарабатывает 10,2 процента, 1200 лари - 6,4 процента, более 1200 лари - 3,5 процента респондентов. А каждый пятый вообще не пожелал отвечать на этот вопрос.