"В дагестанском обществе все больше доминируют иждивенческие настроения, из-за чего разрушается главное конкурентное преимущество дагестанцев - способность к созидающей предприимчивости, позитивная пассионарность"... BigCaucasus предлагает вниманию читателей обзор доклада старшего научного сотрудника Института проблем рынка РАН Михаила Чернышова "Дагестан в период перемен: мобилизация без модернизации", прочитанного 11 мая на семинаре проекта "Дагестанский гражданский университет".
"Дагестанская экономика - часть национальной экономики, от которой она зависит по разным оценкам на 75-95 %. За последние два десятилетия экономика республики сильно изменилась. Однако нам так и не удалось обеспечить ответы на вызовы внешней среды", - подчеркнул Чернышов в начале доклада, отрывок из которого BigCaucasus опубликовал 14 мая.
Вызовы внешней среды эксперт сгруппировал в три блока. Первый - это вызов конкурентоспособности. Дагестан уступает другим регионам в плане создания условий для жизни и бизнеса. Крупные инвесторы стараются не размещать здесь свои производства. Наиболее активная часть дагестанцев уезжает из республики (диаспора насчитывает 400-600 тысяч человек).
Второй вызов - технологический. В регионе идут процессы деиндустриализации. Дагестан остается аграрно-сырьевым регионом с отсталым хозяйством и низкой культурой производства. При этом "под видом "инновационных" реализуются проекты, которые лишь "осваивают" бюджетные ресурсы, предназначенные для модернизации".
Третий вызов - ценовой. Обладая собственными запасами газа, Дагестан находится в самом дорогом, 56-м ценовом поясе. Жители республики платят за газ дороже, чем в Калмыкии и Астраханской области - на 15 и 25 процентов соответственно. Кроме того, Россия вступила в ВТО и Таможенный союз, а значит, до 2016 года будут значительно снижены таможенные пошлины на импорт. Себестоимость дагестанских товаров окажется выше цены импортируемых. К примеру, в 2015 году пошлины на виноград снизятся в два раза, на вино - в 1,6 раза, к 2016 году таможенные сборы на коньяк и бренди уменьшатся на 30 процентов. Таким образом, дагестанские товары в подавляющем большинстве неконкурентоспособны. Следовательно, отмечает Чернышов, нужно создавать новые стимулы для развития экономики. Модернизация остается главной нерешенной задачей для республики.
Помимо вызовов внешней среды экономист выделил угрозы, отражающие состояние внутренней среды. К таковым он относит: доминирование внешних факторов развития; критическую степень бюджетной зависимости; рост теневого и фиктивного секторов экономики ("по оценкам экспертов, фиктивными являются около полумиллиона в официальных данных о населении республики, что дает в бюджеты региона около 5-6 млрд рублей из федерального центра; государство выделяет субсидии примерно на 1,5-2 млн фиктивных овец"); закрытость экономики и высокие барьеры на пути бизнеса; низкую производительность труда ("производительность, урожайность и продуктивность в сельском хозяйстве примерно в три раза ниже среднероссийских и в 5-7 раз ниже среднеевропейских показателей").
"Все это не позволяет обеспечить населению республики высокий уровень доходов за счет экономических источников, - констатирует аналитик. - Темпы роста заработной платы в отраслях материального производства уступают, и будут заметно уступать государственному сектору и росту социальных выплат. Это усиливает иждивенческие настроения в обществе, внедряется принцип "Лучше ест тот, кто не работает".
Отсюда шестая, главная угроза - угроза ценностных установок общества. "Многие предпочитают не работать, а жить на пособия от государства или на доходы от коррупции и хищений. В бизнесе усиливаются предпочтения не заниматься производством или даже торговлей, а жить на доходы от сдачи в аренду земель, производственных и торговых площадей. Разрушается главное конкурентное преимущество дагестанцев - способность к созидающей предприимчивости, позитивная пассионарность", - заключает автор доклада.
"Изменение ценностных установок дагестанского общества усиливает процессы деиндустриализации, деградации кадрового и профессионального потенциала, ведет к укреплению паразитической структуры экономики, а также к нарушению социальной справедливости. Модернизация дагестанской экономики требует создания принципиально новой системы государственного управления, отвечающей современным вызовам и нейтрализующей угрозы", - продолжает Чернышов.
"Что же предлагает руководство республики?" - задается далее вопросом докладчик и переходит к критике семи приоритетных проектов, которые, по некоторой информации, готовит стратегический совет при президенте Дагестана. Обмолвившись, что скепсис вселяет уже сама методика составления "дорожной карты", эксперт переходит к более детальному разбору.
"На всех "дорожных картах" проставлены сроки на оставшиеся 8 месяцев 2013 года, - отмечает Чернышов. - В "картах" в основном присутствуют два вида результатов: составление плана и PR-акции. Например, в июне мы должны увидеть "План мероприятий по "борьбе с пиратством" для защиты правообладателей от подделок". Понятно, что это направлено в основном на защиту торговых марок "дагестанских бренди", но странно, что этот пункт выбран той точкой, с которой надо начинать... По этому поводу вспомнился анекдот. Во время СССР человек пришел в парикмахерскую, хлебнул совкового сервиса и вызвал директора. "Грязные полотенца, пьяный парикмахер, тупые бритвы, немедленно директора!" Вышел директор, старый еврей, отвел его в сторонку и говорит: "Я понимаю, вам не нравится советская власть. Но почему вы решили начать именно с нашей парикмахерской?".
Далее автор доклада указывает на потенциальные, с точки зрения властей, источники финансирования реализации приоритетных проектов. В качестве таковых рассматриваются федеральный бюджет, государственные банки и компании, диаспора, повышение налоговой нагрузки на малый бизнес, выгоды от нефти, электроэнергии и морепродуктов. Однако, как следует из анализа, де-факто ни на один из этих источников рассчитывать в полной мере нельзя.
"В этом году сменилось руководство республики, обществу обещают перемены и новые блага. Происходит мобилизация власти. Однако действия без понимания их сути и необходимости никогда не дают устойчивый результат. Количество сбоев нарастает. Последняя история с изменением законодательства о выборах - лишь часть этих сбоев. Мобилизация без четких целей и решений, без ресурсов и без договора с элитами ведут к радикализации элит и общества. В этих условиях даже правильные решения будут саботировать и превращать в полную противоположность. Ситуация напоминает последние годы правления Никиты Хрущева и знаменитую "кукурузную кампанию" по массовому внедрению кукурузы в СССР без учета климатических условий. Общественное доверие и даже реальные заслуги по разоблачению сталинизма, прорыву в космос, разрядке международной напряженности в короткий срок превратились из поддержки политики в неприятие", - резюмирует Чернышов.