Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Абдулатипов против институтов терроризма
15 октября 2013 19:56 Вторник

 Абдулатипов против институтов терроризма. 21949.jpeg

Дагестанские власти озаботились проблемой воспитания подрастающего поколения в исламских учебных заведениях. В республике идет аттестация медресе и религиозных вузов, а студентов, которые учатся за рубежом в арабских странах, просят вернуться домой, дабы они не затесались в ряды боевиков. Между тем в рядах сирийской оппозиции воюют вовсе не российские студенты арабских исламских вузов, а завербованная на Северном Кавказе молодежь.

На последнем заседании Антитеррористической комиссии Дагестана глава республики Рамазан Абдулатипов высказал несколько критических замечаний по теме воспитания дагестанской молодежи. Ее, по мнению главы республики, надо просвещать и приучать к мировой художественной культуре, а не только к "голой" религии. "К сожалению, многие из нас, приобщаясь к религии, стали возвращаться к средневековью, - цитирует Абдулатипова РИА Дагестан. - Ислам должен двигаться вместе с обществом, вместе с культурой, как это всегда было в Дагестане: исламским деятелям не была чужда культура, наоборот, поэты, писатели, выдающиеся ученые - это, как правило, были религиозные деятели. И если религия не соединяется с наукой и культурой, она превращается в фанатизм и невежество".

Не устраивает главу республики и популярность спортивных клубов. "У нас есть клубы по 300-400 человек, которые никто не контролирует, и неизвестно с какой идеологией, неизвестно, где эти люди будут использованы в любой день, - заявил он. - Ни ФСБ, ни полиция, ни прокуратура должным образом не прослеживают работу этих клубов. Вообще исламом запрещено человека бить по лицу, нельзя его унижать... Это же сломанная психология, если человек должен все время зверствовать на ринге. Почему нельзя развивать другие виды спорта?"

Но еще более важным с точки зрения противодействия терроризму является вопрос о том, кто и чему учит дагестанских молодых людей. В республике еще летом началась аттестация мусульманских учебных заведений - институтов, медресе и даже детских садов. Некоторые ее пройти не смогли. Мусульмане "нетрадиционного" толка заговорили, что Абдулатипов борется с исламом.

И вот на заседании антитеррористической комиссии, напомнив об этой аттестации, глава Дагестана предложил еще одну меру профилактики терроризма среди молодежи - отзыв всех студентов из неспокойных арабских стран: "По районам и городам необходимо объявить населению, чтобы отозвали своих детей, которые учатся в исламских учреждениях в кризисных странах, там, где идут разного рода террористические акты, революции и так далее".

И это не просто пожелание, а требование, неисполнение которого повлечет за собой "соответствующие меры, особенно по отношению к тем, кто воюет в Сирии". "Надо предупредить родителей, и Дагестан выступал с этой инициативой, чтобы за участие в военных действиях в этой стране привлекались к уголовной ответственности. Такие люди работают на терроризм", - заявил Абдулатипов.

Трудно представить себе, конечно, что люди, оплатившие обучение детям в заграничном вузе, добровольно заберут их оттуда. Но, быть может, на родителей подействует угроза увидеть своих чад среди сирийских боевиков, а потом в российской тюрьме.

Данные о количестве северокавказцев, которые воюют на стороне сирийской оппозиции, разнятся. РИА "Новости" со ссылкой на издание Al-Quds Al-Arabi сообщало, что кавказские боевики сформировали подразделение около тысячи человек. Возглавляет его чеченец Абу Абдурахман. Многие его солдаты имеют опыт боевых действий на Кавказе.

В свою очередь первый замдиректора ФСБ России Сергей Смирнов заявил, что в Сирии воюют до 400 наемников из России. Они "вернутся, и это, естественно, представляет большую опасность", подчеркнул он.

Сколько среди них дагестанцев, выяснить точно не представляется возможным. На ресурсе "Кавказпресс" вывешен список из 117 фамилий, с оговоркой, что некоторые из дагестанских боевиков в Сирии уже убиты. Правда, по словам кандидата исторических наук, доцента ДГУ Амирхана Магомеддадаева, в рядах сирийской оппозиции не столько студенты-дагестанцы из арабских вузов, сколько завербованные именно в Дагестане молодые ребята.

"Факт остается фактом, что сейчас дагестанская молодежь, которая учится в арабских странах, к сожалению, переходит на слишком радикальные позиции, - заявил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus. - Но не все. Я лично знаю, например, уважаемого имама центральной мечети в Махачкале Магомедрасула Саадуева, который учился в Саудовской Аравии, но я точно знаю, что он не ваххабист, не террорист. Он очень умный имам. Не все обучающиеся там являются радикалами, и не все кавказцы, воюющие в Сирии, учились в арабских вузах".

На вопрос, не считает ли Амирхан Магомедович, что аттестация медресе и отзыв студентов из исламских учебных заведений арабских стран - это меры, предпринимаемые против ислама как религии, он ответил: "Нет. Я полностью согласен с тем, что надо проводить аттестацию среди исламских вузов и медресе. Я знаю некоторых преподавателей в этих вузах. Некоторые имеют какое-то образование, но большинство, извините меня, не тянут на то, чтобы преподавать. Аттестуют у нас в России все вузы, и светские тоже. Мне кажется, что с такой инициативой должны были выйти духовные управления, причем не только мусульманские. Потому что у нас всегда бывает с одной крайности в другую. То во времена Советского Союза у нас все запрещали, а теперь полная анархия, "демократия" в кавычках. Абдулатипов, как человек, который отвечает по Конституции за все, что здесь происходит, хочет урегулировать ситуацию, когда никто не знает, кто уехал, чему он учится, где, чем занимается. Каким-то образом отсюда уезжают якобы в Турцию на отдых, а оттуда или из других стран молодежь Северного Кавказа оказывается в Сирии в рядах оппозиции. Мне кажется, что какой-то порядок во всем должен быть. Я не призываю к сталинским методам, но все же несколько сот человек там оказалось, причем большинство из них уехали отсюда, а значит, здесь радикалы имеют крепкие позиции. Я здесь живу, и боюсь за своих детей. Хочется безопасности и спокойствия. Хотя, конечно, если Абдулатипов будет об этом говорить, а никто ничего не будет делать, ситуация не изменится".

 

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона