Осуществлению демократических реформ в Грузии, о недееспособности которых все чаще заявляют даже западные эксперты, отныне будет помогать специальная комиссия.
В конце прошлой недели премьер-министр Грузии Ника Гилаури подписал распоряжение о создании межведомственной комиссии для содействия политике осуществления демократических реформ.
Защита имущества населения, свобода СМИ, полномочия парламента, институт присяжных, судебная и пенитенциарная реформы - таковы основные цели и задачи новорожденной структуры. «В состав комиссии могут войти все заинтересованные лица, которые желают участвовать в осуществлении демократических реформ, как от парламентской и непарламентской оппозиции, большинства, так и от НПО и общества», - цитирует премьера «Новости-Грузия».
Возглавить же локомотив демократических реформ - а именно таков, надо полагать, был замысел создания комиссии - поручили министру по вопросам пробации, исполнения наказаний и юридической помощи Дмитрию Шашкину, чье министерство существует менее двух недель.
Последний уже дал на это свое согласие и сделал соответствующий комментарий: «Я готов вести диалог, как с обществом, так и с оппозицией в рамках выработки рекомендаций, которые станут основой для проведения реформ».
Как молодой министр по исполнению наказаний сможет совмещать свои прямые обязанности с подталкиванием демократических реформ - вопрос не из легких. Ведь эти две сферы вроде бы несовместимы. Почти как у Пушкина - «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...». Судьба двух героев, которых именно так характеризовал поэт, известна - дуэль и гибель. Так какая же из двух ныне совмещаемых Шашкиным государственных сфер деятельности окажется приоритетной - демократические реформы или исполнение наказаний?
По числу заключенных на каждые сто тысяч жителей Грузия занимает одно из первых мест в мире. В конце 2008 года после многочисленных амнистий в тюрьмах отбывали наказание более 18 тысяч человек.
Сегодняшняя Грузия, по мнению оппозиции, превратилась в полицейское государство. Поэтому она с каждым годом все настойчивее требует независимости судов, соблюдения прав заключенных и освобождения политических узников.
Так что Шашкину предстоит и надзирать за уже посаженными, и находить общий язык с оппозицией, против лидеров которой уже не раз возбуждались дела «по подозрению в шпионаже».
Правительство считает, что 33-летнему министру под силу выправить катастрофическое положение в пенитенциарной системе. Да и оппозиция не испытывает к нему особой неприязни. Дело в том, что он был региональным директором Международного республиканского института. (International Republican Institute - некоммерческая организация, созданная в США с целью «оказания помощи отдельным странам в строительстве демократии»). Институт проводит тренинги и консультации для партий, в том числе оппозиционных, организует для их лидеров турне по США. Так что молодой министр многих оппозиционеров знает лично. Последние в целом положительно оценили кандидатуру Шашкина, хотя некоторое недоумение у них в связи с его новой должностью в правительстве осталось.
Впрочем, ряд экспертов не преминул отметить, что опросы и рейтинги, проводимые IRI в период работы там Дмитрия Шашкина, как правило, фиксировали уверенное лидерство президента Саакашвили и правящей партии.
Ирина Пташковская