Пойдя на значительные уступки, Россия, очевидно, давала ООН время для проработки нового мандата - ведь для этого были все основания. Как известно, генеральный секретарь организации Пан Ги Мун в своем майском докладе о ситуации на Южном Кавказе довольно детально описал свое видение новой миссии в Грузии и Абхазии. О взглядах генсека положительно отозвались и Москва, и Сухум. Да и предложения России о техническом продлении миссии, по словам Виталия Чуркина, шли в русле рекомендаций Пан Ги Муна и могли бы стать реалистичной основой для продолжения конструктивного международного взаимодействия на базе присутствия ООН в регионе. Тем не менее, инициатива Москвы была отвергнута.
«Коль скоро возникли такие противоречия, которые несовместимы с жизнью миссии и с возможностью подготовить новый проект резолюции, может быть лучше дать спокойно этой миссии уйти в небытие», - сказал РИА Новости Виталий Чуркин. Действительно, 15 июня для ООН настал момент истины, и истина эта, надо сказать, выставила уважаемую организацию не в лучшем свете. Совет Безопасности предпочел руководствоваться «допотопными», как назвал их Виталий Чуркин, документами, предпочитая не вспоминать нападение грузинских войск на Цхинвал в августе прошлого года.
Выходит, теперь любая страна, имеющая территориальные противоречия, может решать все проблемы силовым путем. Дурной пример, как известно, заразителен. По сути, Совбез пошел наперекор генсеку и основополагающим документам ООН, в которых прописано право наций на самоопределение. Поэтому неудивительна реакция Пан Ги Муна, который выразил искреннее сожаление тем, что в Нью-Йорке так и не смогли прийти к согласию. Как, впрочем, неудивительна и циничная реакция «глубоко разочарованных» Соединенных Штатов.
Теперь миссия ООН покидает Южный Кавказ. Глава МИД Абхазии Сергей Шамба отметил, что это - «ожидаемый результат». По его словам, руководство Абхазии, судя по информации, поступавшей из ООН, предполагало, что это случится. «Такая неконструктивная позиция стран-членов Совета Безопасности ООН уже ставила под сомнение возможность продления миссии», - сказал Шамба. Требование руководства Абхазии и его позиция, по мнению Сергея Шамбы, были вполне логичны и обоснованны. Абхазская сторона выступала за то, чтобы миссия ООН не была представлена в государстве, которое не имеет отношения к Грузии.
Сергей Шамба сказал, что Сухум не будет препятствовать или ускорять вывод миссии ООН с территории республики, передает РИА Новости. В конечном итоге Абхазия ничего не теряет от этого. Ничего не приобретает от этого и официальный Тбилиси. Как говорится, сколько не повторяй слово «халва», а во рту слаще не станет - сколько не тверди о пресловутой территориальной целостности Грузии, а утраченные по вине нынешнего режима регионы не вернешь. А вот отношения с новыми ближайшими соседями все равно рано или поздно выстраивать Тбилиси придется.
(фото: Scanpix)