Страсти к законотворчеству в Грузии никогда не наблюдалось. Как и на всем постсоветском пространстве, там руководствовались афоризмом - какими бы узкими ни были рамки закона, в них всегда найдется лазейка. То ли из стремления побыстрее зажить по-европейски, то ли новая мода какая, но вслед за Актом экономической свободы, обнародованным президентом, политики размышляют над Актом патриота.
С экономическим актом все вроде понятно. Как известно, народ уже много веков подряд живет под лозунгом Panem et circenses (Хле́ба и зре́лищ). Со зрелищами, особенно политическими, в Грузии в последние годы все в порядке. Даже перебор.
С хлебом, то есть с экономикой, - хронические проблемы. Так что Акт экономической свободы, который на прошлой неделе представил президент, вполне объясним. Саакашвили пообещал, что очередные реформы, наконец, вернут гражданам страны благоденствие и экономическое благополучие.
Оппозиция считает, что этот Акт экономической свободы - не что иное, как очередной пиар, последовавший за обнародованием доклада комиссии Тальявини и являющийся слабой попыткой реабилитировать себя как перед лицом мирового сообщества, так и перед собственным народом.
В Тбилиси, конечно, ритм жизни не московский, но события, особенно политические, происходят так быстро, что страсти по экономическому акту быстренько улеглись. В конце концов, кто обещал, что будет легко, и завтра появятся обещанная работа, стодолларовые пенсии и социальные программы.
Но у политиков вдруг прорезалась страсть к разного рода актам. Законодательным. Оппозиционный парламентарий Георгий Тортладзе выступил с инициативой принятия в стране так называемого Акта патриота, расширяющего полномочия спецслужб.
Грузинская оппозиция уже полгода вещает миру о бесчинствах силовиков, которые и сажают оппозиционеров в тюрьмы, и преследуют по политическим мотивам, и телефоны прослушивают... Стоит только вспомнить активную весенне-летнюю фазу борьбы оппозиции, когда многих ее лидеров объявили «агентами Кремля».
А тут, как сообщает Росбалт, по предварительной информации, Акт патриота узаконивает свободу действий для спецслужб: прослушивание телефонных разговоров, просмотр личной электронной переписки, информацию о состоянии здоровья конкретного лица, его финансового положения.
Помимо того, что аналогичный документ существует в США (он был узаконен после масштабного теракта 11 сентября 2001 года), как выяснилось, у депутата есть и другие аргументы о пользе акта, призванного повысить патриотичность. Георгий Тортладзе, как сообщает GHN, считает, что такой документ стал необходим для Грузии после заявления России о возможности применения ядерного оружия.
О проекте новой военной доктрины секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил в интервью российской газете «Известия». По его словам, главная угроза сейчас - это не крупномасштабные войны, а локальные войны и вооруженные конфликты. Новая военная доктрина предполагает гибкое и своевременное реагирование на изменения обстановки. И один из способов своевременной реакции - это превентивный ядерный удар.