Отказ Москвы помогать Тбилиси в преследовании руководства «Мегафона» разгневал МИД Грузии. Деятельность сотового оператора в Южной Осетии и Абхазии противоречит грузинскому закону «Об оккупированных территориях». Но «Мегафон» игнорирует «обвинения» и не спешит добровольно выплачивать наложенные на него штрафы.
Как сообщило на своём сайте внешнеполитическое ведомство Грузии, генпрокуратура России отклонила просьбу о помощи в борьбе с незаконной, по мнению Тбилиси, деятельностью «Мегафона» в Абхазии. «Этот факт, - комментирует МИД, - представляет собой еще один компонент политики аннексии со стороны России и доказательства, что РФ продолжает нарушать общепризнанные нормы и принципы международного права и игнорировать его собственные международные обязательства, особенно когда дело касается оккупированных территорий Грузии».
Грузинские власти не намерены ограничиваться заявлениями. По данным интернет-издания «Бизнес Грузия», в Совбез страны уже передан список 12 высокопоставленных лиц из руководства российской компании, и не исключено, что ее управляющий и гендиректор могут быть объявлены в розыск по линии Интерпола.
Тяжбы грузинских властей с «Мегафоном» начались еще летом. Тогда Национальная комиссия по коммуникациям оштрафовала «Мегафон» на 3500 долларов «за незаконную деятельность» в Южной Осетии во время августовского конфликта, а осенью наложила повторный штраф в 357000 долларов. Сотовый оператор не согласился с обвинениями и попытался даже оспорить их в тбилисском суде, правда, безуспешно. В компании отрицают прямую связь с осетинским оператором «Остелеком». А в декабре прошлого года в российской прессе появилась информация о покупке «Мегафоном» абхазского оператора «Аквафон». Официально ее не подтвердили ни в Сухуме, ни в Москве. Зато грузинский МИД в тот же день отреагировал специальным заявлением, напомнив о законе «Об оккупированных территориях», по которому любые зарубежные компании должны согласовывать свою экономическую деятельность в Абхазии и Южной Осетии с властями Грузии.
Ссылаясь на этот «законодательный акт», грузинские власти ранее наложили штраф на российские СМИ - радиостанцию «Вести FM» и «Первый канал», вещавшие в Цхинвале и Тбилиси. Потом пригрозили ОАО «РЖД» международными судами, если компания реализует проект строительства железной дороги в Южную Осетию. Получил предостережение и ритейлер «Евросеть», открывший в Цхинвале свои салоны. Депутат парламента Шота Малашхия даже обещал «постараться на международном уровне ограничить» деятельность 20 абхазских и южноосетинских банков.
В России «санкции» Грузии не вызывают особого беспокойства. Как говорит поговорка, собака лает, а караван идет. Москва признала независимость двух республик, а посему законы третьего государства не могут накладывать на деятельность российских компаний на абхазской и южноосетинской территории каких-либо ограничений. Поэтому у прокуратуры РФ нет никакого резона прислушиваться к претензиям официального Тбилиси.
Попытки диктовать свою волю соседям никого до добра не доводили. В Тбилиси пора бы уже это понять. Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью немецкому журналу «Шпигель», в нарушении территориальной целостности Грузии виноват сам Михаил Саакашвили, сообщил ИТАР-ТАСС. И оплатой по счетам за его августовскую авантюру стало появление на карте Южного Кавказа двух новых субъектов международных отношений.
Как строить свою экономическую политику, чей бизнес выгоднее и надежнее, кого допускать на свою территорию - решать теперь только им. Как ведут себя грузинские партнеры по отношению к Южной Осетии и Абхазии, красочно показывает ситуация с газоснабжением Цхинвала, которое и сегодня обеспечивается наполовину от потребности. Когда же Грузия политическими ухищрениями пытается выдавить конкурентов с перспективных рынков, то не нарушает ли она тем самым принципы рыночной экономики, за которые так активно ратует ее истеблишмент?
Светлана Болотникова