Подавляющее большинство жителей Дагестана положительно оценивают первые 100 дней работы врио президента республики Рамазана Абдулатипова. Согласно исследованию регионального общественного движения "Родной Дагестан" и фонда "Народное мнение", 91 процент дагестанцев позитивно относится к деятельности главы региона и только два процента высказали свое недовольство. Обозреватель BigCaucasus попытался разобраться, чем вызвана такая безоговорочная поддержка населения.
"Вопрос смены власти для дагестанцев - это всегда праздник, - говорит в интервью BigCaucasus дагестанский журналист Магомед Ханмагомедов. - Появляется некая надежда на перемены. Однако со временем, как правило, приходит разочарование. Абдулатипов - философ. К власти он пришел неожиданно, без политической конкуренции, партийной борьбы... Просто ему дали мандат, как подарок, и сказали: "Иди, руководи республикой". Но так не должно быть! Многие обращают внимание, что врио президента почти не занимается реальными делами - все больше имиджевыми проектами. Почему? У меня ощущение, что у него нет команды. И он не знает, с чего начать. Как разрулить ситуацию с кланами, муниципалами? Они ведь годами здесь сидели...".
"Абдулатипов все делает по привычке, по инерции, - продолжает Ханмагомедов. - Ведь в Москве, когда к нему подходили журналисты, он позиционировал себя как мудрый кавказец. Но одно дело говорить: что хорошо и что плохо; когда же дело доходит до конкретных вопросов - скажем, как реанимировать отрасль ковроткачества - тут уже вопросы к специалистам, а он таковым не является. Более того, ему не к кому обратиться. Потому что в его окружении те же самые воры, которые годами сидели во власти. Когда Абдулатипов возглавил республику, он пообещал выгнать всех, кто более 10-15 лет сидит во власти. Но он не стал этого делать, а просто перетасовал карты. Тогда-то и стало понятно, что ему не с кем работать".
Напомним, Рамазан Абдулатипов был назначен врио президента Дагестана 28 января. Заступив на пост, он попросил повременить с критикой и дать ему хотя бы 100 дней, после которых можно будет перейти к обсуждению первых шагов.
Срок прошел. Главным его результатом, пожалуй, можно назвать семь приоритетных проектов. Вот с чего предлагает начать врио президента: 1. Эффективное государственное управление; 2. Новая индустриализация; 3. Привлечение федеральных инвестиций; диаспора - сила Дагестана; предприниматель - опора Дагестана; 4. Эффективное территориальное развитие; 5. Бренд нового Дагестана; 6. Безопасный Дагестан; 7. Просвещенный Дагестан.
Конструктивной критике эти проекты недавно подверг известный в республике экономист Михаил Чернышов. BigCaucasus публиковал обзор доклада эксперта, поэтому повторяться мы здесь не будем. Отметим лишь, что какими бы ни были намерения Абдулатипова, самые острые вопросы глава республики пока обходит стороной. К примеру, без внимания остается "кумыкская проблема" - дошло до того, что представители равнинного народа объявили о создании национального парламента. Нет никаких видимых подвижек, помимо всякого рода деклараций, в сфере малого бизнеса. Методы силовиков, несмотря на критику Абдулатипова, пока тоже изменений не претерпели: достаточно вспомнить последние истории со спецоперацией в Гимрах, взрывами домов в Буйнакске и так далее.
Как отмечает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Константин Казенин, способы решения главных проблем Дагестана пока даже не озвучены. "Мне кажется, у населения Дагестана сейчас более позитивная программа ожиданий, - приводит слова Казенина regcomment.ru. - Сказать, что граждане ждут какой-то конкретной политики от Абдулатипова, например, в сфере экономики, в сфере государственного строительства, сложно. Пока он воспринимается в большей степени как некая антитеза предыдущей власти. Но надо сказать, что восприниматься таким образом Абдулатипову будет все сложнее и сложнее с каждым месяцем. Хотя бы потому, что совершенно ясно видно, что на уровне республиканского правительства больших кадровых перемен он не произвел, большая часть сегодняшнего правительства состоит из людей, которые работали и при бывших руководителях. Насколько эти люди, эта команда, эти разрозненные команды, которые они представляют, смогут применить новые подходы к решению таких ключевых проблем Дагестана, как например, запутанные земельные вопросы, снижение конфликтности в исламской среде, пока это непонятно. Я считаю, что это еще не прозвучало даже на словах, а на делах тем более не видно. Так что положительная оценка деятельности Абдулатипова является, скорее, авансом со стороны населения".
Тот факт, что врио президента пока не приступил к реальным делам, подтверждает и официальная пресса. Как иначе понять пассаж политолога Абдуллы Магомедова в газете "Дагестанская правда": "Все, что сказано, изложено, опубликовано президентом, хотя многое уже реализуется, от санитарно-гигиенических мер до изменения ментальных привычек и внутреннего мира дагестанца - это целеполагание, целеобразование. Ведь гораздо труднее увидеть проблемы, чем найти их решение. Это начало и основа новой политики, натуральный продукт его знаний и мышления, понимание происходящего в Дагестане. Говорить значит обладать властью говорить. И главное - народ поддерживает эту политику".
На наш взгляд, это лучшая характеристика первых 100 дней Абдулатипова.