Годовщина начала войны 1992-93 годов - 14 августа - стала нынче еще и кульминацией предвыборной кампании в Абхазии. Перед зданием сухумской филармонии показали интервью с экс-министром обороны Грузии Тенгизом Китовани, который заявил, что один из кандидатов - Александр Анкваб - в ходе войны выполнял указания Тбилиси, сообщал "центру" о перемещениях абхазских вооруженных формирований, передавал другие ценные сведения. Корреспондент GeorgiaTimes решил встретиться с Китовани и узнать - что в том интервью правда, а что нет.
С того момента, как статья "Гамарджоба, батоно Анкваб" ("Здравствуйте, господин Анкваб" (гр.) была опубликована в газете "Московская правда", стало ясно, что это самый удачный на данный момент ход политтехнологов, перед которыми поставлена задача "слить" Анкваба. Под статьей в газете нет имени автора, а главный редактор издания Шод Муладжанов сказал GeorgiaTimes, что не предоставит никакой информации о происхождении материала. И вообще, "понятно, что идет предвыборная кампания, и должны появляться подобные статьи".
Через пару дней после выхода материала его видеоверсия была продемонстрирована в центре Сухума активистами избирательного штаба Сергея Шамбы. На просмотр собрались около 800 человек. О последствиях для избирательной кампании видеоинтервью с человеком, который в Абхазии является военным преступником номер один, мы поговорим попозже, а пока отправимся домой к Тенгизу Китовани.
Живет он на северо-западе Подмосковья в дачном поселке - небогато, совсем не в хоромах, как мы предполагали, а в двухэтажном дачном домике.
Перед нами предстал 73-летний пожилой человек, плохо слышащий и сбивчиво говорящий. Бывший министр обороны Грузии, который ввел войска на территорию Абхазии, постоянно путался в датах и цифрах. Копия документа на русском и грузинском языках, в соответствии с которым 18 августа 1992 года Александр Анкваб был назначен членом госсовета Грузии и объявлялся правителем Абхазии, - дежурная бумага, которая лежит в бардачке автомобиля Китовани. Он нам ее с ходу и предъявил, а потом даже подарил.
Но мы приехали к Тенгизу Китовани говорить не только об Анквабе, поскольку это тема временная, до абхазских выборов. Хотелось услышать его рассказ о том, как начиналась грузино-абхазская война.
Наш первый вопрос: что происходило в Тбилиси за несколько дней до начала войны, когда и как принималось решение о вводе войск?
По словам Китовани, принципиальное решение ввести войска было принято, когда "абхазы запретили грузинам въезжать на территорию Абхазии". Очевидно, перед нами новый "исторический факт". По версии бывшего министра обороны Грузии, абхазские власти накануне войны препятствовали въезду грузин на территорию Абхазии - кроме тех, кто жил в республике постоянно. До сих пор никто не давал такого объяснения вводу войск. Как говорит Китовани, абхазы выставили пост на границе, где и разворачивали грузин назад.
Ну и другой хорошо знакомый мотив - охрана железной дороги. "Если государство существует, то оно должно отвечать за проходящие через него грузы других государств", - сказал Китовани. По его словам, власти ввели в Абхазию армаду танков, желая защитить армянские, азербайджанские, ну и грузинские грузы, проходящие по железной дороге. Однако реальность состоит в том, что эти самые грабежи товарных поездов происходили не в Абхазии, а в Западной Грузии. На абхазской же территории произошло только два таких инцидента.