Грузия очень хочет, чтобы посредником между ней и Россией выступил Европейский союз. Но пока не определены механизмы взаимодействия Москвы и Тбилиси, европейцы решили поспособствовать продуктивному диалогу властей Сакартвело и оппозиции. Камень преткновения - избирательное законодательство, ведь Михаилу Саакашвили и его правительству очень невыгодно ничего менять. С другой стороны, ЕС стремительно пересматривает свое отношение к отколовшимся республикам Абхазия и Южная Осетия. В таких условиях грузинскому лидеру придется пожертвовать чем-то одним в ущерб своим интересам.
Европа пытается организовать переговоры оппозиционных лидеров и Михаила Саакашвили еще с ноября прошлого года, но эта затея с треском провалилась, поскольку противники нынешней власти предлагали изменить принцип комплектации парламента по мажоритарной и пропорциональной системе и проводить выборы по биометрическим паспортам, что совсем не выгодно Михаилу Николозовичу и его сторонникам.
В апреле было решено реанимировать сей процесс, к чему европейцы и приурочили специальное заявление: "Евросоюз приветствует диалог по Избирательному кодексу между правительством и оппозицией, также приветствует участие гражданского общества в этом процессе. Реформирование избирательного кодекса является важным шагом на пути осуществления европейских стремлений. Надеемся, что результаты переговоров будут приемлемыми не только для обеих сторон и соответствовать рекомендациям ОБСЕ и Венецианской комиссии, но и будут способствовать укреплению доверия между всеми сторонами. Евросоюз вновь внимательно будет следить за переговорами и любым другим процессом, связанным с избирательной реформой".
Читайте также:
Как следует из документа, ничего нового посредники из ЕС сказать не смогли, ограничившись декларативными функциями. Оно и понятно. Соединенные Штаты наломали на Кавказе слишком много дров, доверие грузинского электората к американскому ставленнику тает на глазах, поэтому европейцы не спешат наступать на те же самые грабли, прекрасно понимая, что мероприятие по принуждению оппозиции и действующего режима к миру попросту не может увенчаться успехом.
В начале года Нино Бурджанадзе встретилась с послом Евросоюза в Грузии Филиппом Димитровым, который сразу же поинтересовался, как поживают граждане кавказской республики. На что получил впечатляющий ответ - фото и видеоматериалы, документально подтверждающие факт беззакония и террора, которые осуществляют грузинские власти. Естественно, европейский представитель предпочел потупить глаза и заняться более насущными делами. И поведал миру о борьбе грузинских властей с преступностью.
Евросоюз провел исследование, результат которого превзошел все ожидания мирового сообщества. 98 процентов грузин, принимавших участие в опросе, отметили, что чувствуют себя в безопасности на территории Грузии и в Тбилиси. Получается, что успехи действующего режима просто поразительны. Но среди кого проводился этот опрос - так и осталось загадкой. Возможно, если бы исследователи заглянули в пару тюрем и побеседовали с узниками совести и политзаключенными, то итоги соцопроса оказались бы прямо противоположными. Но кого волнует истина, когда необходимо как можно дольше затягивать разрешение политической ситуации в стране?
Евросоюз:
Как раз вчера на пресс-конференции в Тбилиси Гунар Виганд - представитель службы ЕС по вопросам сотрудничества с Россией, странами Восточного партнерства, Центральной Азии и регионального сотрудничества - вовсю делал упор на ассоциированное соглашение с Грузией, поминая конфликт между правительством кавказской республики и его противниками только какой-то жалкой парой слов. Очевидно, что мусолить одни и те же вопросы - конек континентального сообщества. И не зря оно выдвигает слишком крутые по меркам господина Саакашвили предварительные условия своего вступления в игру на правах якобы третейского судьи.
Поэтому выполнить требования оппозиции касательно Избирательного кодекса Михаилу Николозовичу будет под силу только тогда, когда он сам осознает, что окончательно потерял Абхазию и Южную Осетию, что лично провоцирует общество на массовые восстания и должен уйти, не дожидаясь государственного переворота. Потому что легитимные выборы для него как смертный приговор, и второй раз на конструирование искусственного избирательного процесса Соединенные Штаты вряд ли пойдут. А у Европы и вовсе нет твердой позиции относительно того, какой должна быть избирательная система Сакартвело. Ей по большому счету абсолютно все равно, какие будут результаты грузинских выборов в 2013 году.