Известный в Кабардино-Балкарии бизнесмен Альберт Назранов был убит на западе Москвы. Следствие склоняется к тому, что убийство носит заказной характер. В розыск объявлен высокий худощавый мужчина. Камеры наружного наблюдения, установленные на улице Толбухина, запечатлели, как преступник произвел не менее четырех выстрелов в Назранова и скрылся на велосипеде. Что это - результат обычной криминальной разборки или политической убийство?
На записи камеры наружного наблюдения видно, как Назранов оборачивается на оклик киллера, и, то ли узнав его, то ли увидев оружие, тут же бросает в "велосипедиста" бутылку с водой и даже пытается с ним сцепиться. После неудачной попытки навязать борьбу бизнесмен решает убежать. Однако убийца настигает жертву и производит несколько выстрелов в голову.
Это уже не первое покушение на Назранова. В 2012 неизвестные хотели взорвать его в парке Нальчика во время утренней пробежки. Бизнесмен получил осколочные ранения, но выжил. Стоит добавить, что в апреле этого года Назранова задерживали сотрудники полиции за незаконное ношение огнестрельного оружие, но дело так и не возбудили.
Сопоставлять Назранова с экс-мэром Махачкалы Саидом Амировым, наверное, в полной мере нельзя, но кое-какие параллели напрашиваются. Бизнесмен из КБР некоторое время занимал пост заместителя главы в администрации Эльбрусского района. Он также руководил центральным рынком Нальчика, а впоследствии стал владельцем сети ресторанов. По некоторым сведениям, Назранов находился в тесном контакте с "лесными". При этом, как отмечает балкарский общественный деятель Мурадин Рахаев, "выполнял поручения руководства республики в полевых условиях".
"Назранов и его окружение, - говорит Рахаев в интервью BigCaucasus, - сместили незаконным путем всех неугодных властям чиновников. В основном балкарцев, хотя кресла пришлось освобождать и кабардинцам, если они проявляли нелояльность к руководству республики или осмеливались оспаривать какие-то решения. Методы применялись криминальные: угрозы, нападения, избиения в темных углах, поджоги автомобилей. Мою машину, кстати, тоже сожгли, и у меня были все основания подозревать людей Назранова".
По словам Рахаева, в последние два года влияние Назранова значительно уменьшилось. Балкарский эксперт связывает этот факт с назначением на пост министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Сергея Васильева. "До этого Назранов и его люди чувствовали себя вольготно. Когда мы организовывали протестные акции, на нас нападали средь бела дня прямо возле отдела милиции. Однажды я сам видел, как Назранов пальцем показал выбежавшим милиционерам, чтобы они повернули обратно. И те беспрекословно подчинились. Можно много рассказывать подобных историй, но я не хочу злорадствовать. Всевышний ему судья".
Рахаев полагает, что арест Амирова и убийство Назранова - это звенья одной цепи. "По крайней мере, хотелось бы в это верить", - уточняет он.
Сегодня, конечно, преждевременно делать какие-то выводы о причастности тех или иных сил к покушению на бизнесмена. Однако уже сейчас можно сказать, что истории Амирова и Назранова и впрямь тесно связаны. Вольно или невольно убийство бизнесмена из КБР оказалось в тренде кампании устранения так называемой "военной аристократии" на Северном Кавказе. Насколько своевременна эта кампания, вопрос дискуссионный. Но если некие события уже произошли, нужно хотя бы постфактум постараться извлечь из них пользу, как бы это кощунственно ни звучало в контексте убийства человека.
В Махачкале и Нальчике освободилось некое пространство, которое теоретически могут заполнить государственные институты. В первую очередь речь идет об обеспечении безопасности жизни и бизнеса - кто дает гарантии, тот и правит. Причем государство должно предложить систему обеспечения безопасности, а не своих амировых и назрановых. В противном случае придется иметь дело с новыми баронами. По тому, как власть "разрулит" ситуацию в столицах Дагестана и Кабардино-Балкарии, можно будет судить, насколько серьезны ее намерения в борьбе с мафиозными структурами.