Эта неделя стала во многом эпохальной в сфере геополитики. В Тбилиси бурно обсуждали возможность размещения противоракетного щита против Ирана поближе к Грузии, или уж если так ляжет карта - в самой Грузии. Вслед за отказом США от размещения элементов ПРО в Европе последовало заявление Генсека НАТО о совместной работе России, США и НАТО в области противоракетной обороны. Перспективы вступления Грузии в альянс стали еще более туманными.
Накануне зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт заявил, что системы ПРО будут развернуты «поближе к Кавказу». США рассматривают возможность размещения военных кораблей Aegis, оборудованных ракетами-перехватчиками, для защиты своих европейских союзников в рамках новой программы противоракетной обороны (ПРО). Такое заявление сделал министр обороны США Роберт Гейтс на пресс-конференции. На кораблях Aegis используются ракеты класса SM-2 и SM-3.
В Тбилиси тут же пришли к выводу, что элементы американской системы ПРО лучше всего будут себя чувствовать именно в Грузии. Хотя никто из американских политиков и военачальников и не заикался о Грузии, всю пятницу грузинские парламентарии обсуждали именно этот вопрос.
Представитель «Христианско-Демократического движения» Ники Лалиашвили заявил: Если США выберут Грузию для базирования систем ПРО, Тбилиси следует согласиться. По заявлению вице-спикера парламента Пааты Давитая, разговоры о том, будто в вопросе размещения элементов системы ПРО США уступили России, абсолютно абсурдны. «Размещение противоракетных систем на кораблях, что дает возможность его передвижения, будет довольно эффективным. Этим у США появляется возможность защитить не только Европу, но и весь Кавказ», - отметил Давитая.
Министр по реинтеграции Темур Якобашвили заявил, что размещение ПРО США «ближе к Кавказу» в тактическом плане более выгодно Грузии. «Если внимание США будет остановлено на Кавказе, там, где существуют проблемы, Грузия обязательно окажется в центре внимания», - заверял то ли себя, то ли сограждан, то ли Белый дом Якобашвили.
Тем временем генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен во время пресс-конференции в Брюсселе высказал мнение, что Россия, США и НАТО могут совместно работать в области противоракетной обороны (ПРО). Он призвал изучить возможность сопряжения систем ПРО указанных участников, чтобы в будущем, возможно, объединить их.
По его словам, в будущем и страны-члены НАТО, и их партнеры должны иметь возможность подключиться системе ПРО, но лишь тогда, когда будут соблюдены политические условия такого участия. Генсек отметил, что подобное положение вещей относится скорее к долгосрочной, нежели краткосрочной перспективе, сообщает РБК. Генсек НАТО также отметил, что альянс готов обсуждать высказанные ранее президентом России Дмитрием Медведевым предложения по евроатлантической безопасности. «Мы должны стремиться к такой структуре евроатлантической безопасности, в которой найдет отражение и Россия», - отметил он.
И хотя говорить о тесном сотрудничестве России и НАТО пока рано. Многие российские политики и эксперты узрели «подводные камни». Синдром холодный войны не так уж легко преодолим, надо признать. Однако перспективы вступления Грузии в Североатлантический альянс кажутся теперь еще более туманными и сюрреалистичными. И вовсе не потому, что Россия считается ныне желанным партнером альянса. Андерс фог Расмуссен заявил, чтоУкраина и Грузия пока не соответствуют критериям НАТО.