В Сочи завершил работу юбилейный Международный инвестиционный форум. По предварительным данным, российские регионы подписали с инвесторами соглашения примерно на триллион рублей - особенный ажиотаж вызвал олимпийский проект. Примечательно, что в мероприятии также принял участие Александр Анкваб, который месяц назад был избран новым президентом Абхазии. Экономическое и политическое сотрудничество России и частично признанной республики расширяется, невзирая на недовольство официального Тбилиси.
В этом году в Сочи в основном обсуждались вопросы диверсификации поставок углеводородов из России. Триумфальное соглашение, знаменующее старт строительства "Южного потока" и подписанное участниками консорциума, показало настоящим и потенциальным потребителям российского голубого топлива, что "Газпром" верен слову. И намерен приложить максимум усилий по созданию единой газотранспортной системы. В этом случае преимущество страны-транзитера утрачивает не только Киев, но и Тбилиси. Альтернативный трубопровод Nabucco с азербайджанским газом, который прокачивался бы по грузинской территории, на фоне "Южного потока" утрачивает свою актуальность. И несмотря на то, что энергокомиссар Евросоюза Гюнтер Эттингер заявил о необходимости реализовать проект во что бы то ни стало, перспективы тают с каждым днем.
Абхазия: Тест на суверенитет
Зато для Абхазии инвестиционный форум может стать воротами в экономически независимое будущее. Александр Анкваб решил ковать железо, пока горячо, - не дожидаясь инаугурации. И прибыл в Сочи для обсуждения насущных проблем республики, которые может решить Россия. В прошлом году российский президент Дмитрий Медведев оценил товарооборот между РФ и Страной Души в 130 миллионов долларов в год, что для маленького кавказского государства отнюдь не мало. До недавнего времени абхазцы экспортировали в основном продукцию сельского хозяйства, в том числе и огромное количество мандаринов. Однако дополнительные возможности для сотрудничества открыла грядущая Олимпиада-2014. Для строительства объектов необходим гравий и песок, его-то и везут из Абхазии.
Сухум надеется на пополнение копилки и при помощи своих курортов. Их плюсы - удачное географическое положение и раскрученные еще в советское время места отдыха - такие, как Гагра, Пицунда и Гудаута. По данным Госкомитета, в 2010 году в санаторно-курортном комплексе Абхазии отдохнули 112,6 тысячи человек, что на 5 процентов больше, чем годом ранее. Еще 729 тысяч человек, по данным ведомства, побывали в Абхазии на экскурсиях. Эта статья дохода принесла около миллиарда рублей, что составило почти половину от государственного бюджета страны. Не говоря уже о российско-абхазских проектах по добыче углеводородов на шельфе Черного моря при помощи "Роснефти", а также восстановлении железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией и возобновления полетов из Москвы в Сухум, прерванных в результате войны с Грузией в 1992 году.
Новая эра: Абхазия после выборов
Но все эти достижения принадлежат Сергею Багапшу, который сумел наладить тесные связи с Москвой, пролоббировать интересы республики на международной площадке и получить, наконец, независимость от Тбилиси. Поэтому визит Александра Анкваба, который прекрасно понимает, что портить взаимоотношения двух государств не в интересах обеих сторон, должен был закрепить за ним статус политика, способного продолжить правильный экономический и внешнеполитический курс Абхазии. Конечно, новая власть попытается сбалансировать российскую экономическую доминанту активным сотрудничеством с Турцией. Но оно не способно затмить политические интересы Москвы в Сухуме.
Накануне начала работы инвестиционного форума Комитет Государственной думы РФ по международным делам рекомендовал нижней палате парламента ратифицировать договоры с Абхазией и Южной Осетией о размещении объединенной военной базы. Договором предусмотрены временные рамки нахождения баз на территории Абхазии и Южной Осетии - 49 лет с возможностью автоматической пролонгации каждые 15 лет. Вот и Александр Анкваб приехал не с пустыми руками: парламент Страны Души уже ратифицировал документ как доказательство того, что именно Москва является гарантом безопасности республик на Кавказе.
Александр Анкваб: Пришел, увидел, победил
Мероприятие в Сочи, как первый выход "в свет" нового абхазского президента, было важным для всех. На каком языке будет говорить Анкваб и его команда, смогут ли они преодолеть национальный эгоизм для ведения равноправного диалога? Между Россией и Абхазией остается еще много нерешенных вопросов - территориальный спор по селу Аибга и закрытый санаторий МВО. Однако сдается, что Москве будет комфортно с Александром Анквабом, поскольку это конструктивный человек, верный своему слову.