В свете возрастающей вероятности вооруженного конфликта в Иране все большее значение приобретает развитие событий в Сирии - ближайшем союзнике Исламской республики. Сегодня сирийские власти оценили ущерб от введенного Евросоюзом эмбарго на поставки тамошней нефти в два миллиарда долларов. Теперь такое же эмбарго готовится в отношении Тегерана. Между тем в Сирии уже идет полномасштабная гражданская война. Чем обернется развитие подобного сценария в Иране, предсказать сейчас не смог бы никто.
Несмотря на то что Дамаск является самым последовательными и старым союзником иранских аятолл, разница между двумя государствами огромна, поэтому сравнивать их не совсем корректно. Прежде всего, в корне отличаются политические режимы. Если Иран представляет собой реальную теократию, во главе которой стоит религиозный лидер, рахбар, то Сирия - это светское государство с президентом во главе. Тем не менее роднит две страны то, что возглавляют их представители шиитского направления в исламе. Президент Башар Асад относится к шиитам-алавитам. Но опять же, если в Иране шиизм - это доминирующее течение, то основное население Сирийской республики исповедует ислам суннитского толка.
Читайте также: Да поможет черкесам Россия
Именно по этой причине трудно ожидать, что сирийский сценарий повторится в Иране. Но все же оппозиция режиму аятолл, состоящая преимущественно из вестернизированной светской молодежи, набирает силу и в Исламской республике.
Поэтому имеет смысл вспомнить, как развивались события на территории Сирии.
Ведь нынешняя ситуация, которую вполне можно назвать гражданской войной, начиналась с вполне безобидных акций, пример которых можно найти и в недавнем прошлом ИРИ.
Начало протестным акциям положил флешмоб нескольких сотен человек с требованием реформ и борьбы с коррупцией, состоявшийся на улицах Дамаска 15 марта. На следующий день состоялась демонстрация у задания тамошнего МВД под лозунгом "Свободу политзаключенным". Все это уже имело место в Иране после крайне спорных выборов президента, в которых во второй раз одержал победу Махмуд Ахмадинежад.
Читайте также: Кому угрожает ядерная программа Ирана?
Поначалу мало кто воспринял сирийские протесты всерьез, поскольку социально-экономическая ситуация в республике была гораздо лучше, чем в других арабских странах. Но после итого как манифестации перекинулись на другие города, к акциям протеста подключились исламисты - Братья-мусульмане, которые были основной движущей силой остальных революций "Арабской весны", и в Ас-Санамейне пролилась первая кровь, ситуация резко обострилась. Настолько, что 29 марта президент Башар Асад был вынужден отправить в отставку правительство страны. И отменить 20 апреля режим "чрезвычайного положения", который действовал в стране без малого полвека. Однако эти меры уже не смогли остановить эскалации насилия. И после того как дезертировавшие из сирийских вооруженных сил военные сформировали "Армию освобождения Сирии", можно говорить о начале гражданской войны по ливийскому сценарию. Однако уже ясно, что Асад судьбу Каддафи не повторит, поскольку санкции на иностранное вторжение Совет Безопасности ООН теперь не даст. Россия и Китай не допустят военного вмешательства во внутренние дела Сирии.
Поэтому огромное значение для Запада имеет экономическая блокада, о печальных последствиях которой для сирийской экономики заявил сегодня министр нефти и минеральных ресурсов Суфьян Аллау. После резкого сокращения закупок сирийской нефти со стороны Евросоюза в минувшем сентябре Дамаск недосчитался двух миллиардов долларов. На фоне сильнейшего роста уровня безработицы в стране гражданская война нанесла серьезнейший удар по всем сферам сирийской экономики, особенно по туризму, который давал 12 процентов ВВП. Такая потеря может оказаться фатальной для алавитского режима Башара Асада.
Читайте также: Иран ставит на Россию
Поскольку в Иране проблемы с "Братьями-мусульманами" в силу более-менее однородного религиозного характера страны быть не может, а в случае прямого военного вмешательства Запада во внутренние дела Исламской республики на ее сторону наверняка станут Россия и Китай, то экономическое давление на Тегеран становиться для Запада основным инструментом достижения поставленных целей. И уже сейчас ясно, что устремление Европы и США выходят за рамки контроля над иранской ядерной программой. Запад однозначно встал на путь отказа от иранской нефти - сегодня проект эмбарго на импорт черного золота Исламской республики обнародовал ЕС - а это значит, что главной целью становятся социальная дестабилизация в Иране и смена режима по образцу событий в Сирии. Правда, наибольшие выгоды от такого развития событий получат отнюдь не страны западной демократии, а суннитские монархии Персидского залива, совершенно авторитарные по своей природе. Во-первых, они избавятся от опасного, лелеющего гегемонистские планы соперника. И во-вторых - резко увеличат свои доходы из-за взлетевших цен на нефть.