Жизнью в Грузии правит так называемое процессуальное соглашение. На практике это выглядит следующим образом. Гражданина арестовывают по обвинению в совершении того или иного преступления. Гражданин нанимает адвоката, а тот рассказывает ему, каков процент оправдательных приговоров в судебном производстве. Узнав, что его шансы вернуться на волю составляют всего 0,2 процента, гражданин приходит в отчаяние. Но тут ему на помощь спешит государство - и говорит: "Подпиши процессуальное соглашение и окажешься на свободе". Все, что требуется для подписания этой бумаги - признать свою вину. И можно сразу выйти под залог и подписку о невыезде. Уголовное дело же остается в архиве, и, может быть, когда-нибудь по нему вынесут какое-нибудь решение. Адвокаты, как правило, пытаются убедить клиентов в том, что заключить процессуальное соглашение и признать свою вину - лучший выход. Ведь гражданин, который проявит упрямство и будет полон решимости доказать свою невиновность в суде, практически обречен. Суд не выносит оправдательных приговоров, он просто подтверждает тезисы обвинения. Поэтому судом в Грузии работает прокуратура. Ее обвинительные заключения, по сути, и являются приговором.
Зачем нужна эта система? В Грузии хоть и часто шпионов ловят, но основной удар системы направлен на бизнес, а точнее, на выколачивание из него финансов. По мнению международной организации Transparency International, в стране наряду с довольно низкими налогами существует так называемое "параллельное налогообложение". Налоговики, которых грузины боятся не меньше департамента конституционной безопасности, найдут в бухгалтерской отчетности даже самого законопослушного предприятия маленькие погрешности и выпишут штраф, с лихвой компенсирующий государству налоговые поблажки.
Когда речь идет о больших суммах, в дело вмешивается прокуратура, открывается уголовное дело, предпринимателя сажают, он подписывает процессуальное соглашение, выходит на волю, но сначала признает свою вину и выплатит сумму, которую с него потребуют. Вот такой государственный рэкет.
Суд в Грузии не просто не является прозрачным и свободным. Он полностью подконтролен прокуратуре. Эксперты говорят, что судьи даже не вникают в суть уголовных дел, они только пачками штампуют ордеры на аресты по запросу прокуроров.
Судебная система очень органично вплетена в систему государственного террора, утвердившуюся в Грузии. Это оформитель решений власти. Поэтому как бы ни хотелось международным организациям, никаких настоящих реформ суда грузинские власти проводить не будут. Все, что они могут сделать - это косметические изменения, чтобы оправдать большие финансовые вложения международного сообщества во имя торжества справедливости в стране.