В Вашингтоне состоялась конференция "Стратегия США в отношении Южного Кавказа и Каспия". Оказалось, что Америка заплутала в дебрях собственной политики, которую еще недавно осуществляла в нестабильном регионе. И теперь вынуждена пуститься на поиски новых способов поддержки своего влияния. Однако министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе такие планы американских коллег не удовлетворили. Он отметил, что пока Белый дом озабочен внутренними иными проблемами, Кавказу угрожает очередное военное противостояние.
Господин Вашадзе посетовал, что крошечной Грузии приходится практически в одиночку нести на своих хрупких плечах бремя "оплота демократии" на Южном Кавказе. Кавказская республика оснастила правительство биноклями, чтобы все министры смогли мониторить ситуацию на Северном Кавказе, который находится под протекторатом Российской Федерации. Согласно наблюдениям грузинских властей, по ту сторону Рокского туннеля идет настоящая война, Москва увеличивает там контингент военных, чем усугубляет и без того напряженную обстановку. Но вмешиваться в происходящее официальный Тбилиси не спешит - еще слишком свежи воспоминания об августовских событиях 2008 года.
При этом глава грузинского внешнеполитического ведомства поблагодарил российскую сторону за стимул в поиске друзей за океаном. Нежелание России дружить с Грузией подтолкнуло ее к кропотливой работе над отношениями со странами Африки, Азии и прежде всего США. Ведь Америка оказалась чуть ли не единственной страной, которая поддержала демократическое движение в кавказской республике, протянула руку финансовой помощи и дергала за ниточки, с помощью которых до недавних пор успешно управляла Михаилом Саакашвили.
Нынче ситуация изменилась. Американские политологи признают: Вашингтон отложил решение проблем на Южном Кавказе до лучших времен, не говоря уже о политике в отношении Северного Кавказа. Оно и понятно. Воздвигнуть знамя демократии в стране "свирепого медведя" представляется задачей невыполнимой, в отличие от нищей Грузии, которую достаточно периодически прикармливать зелеными денежными знаками, чтобы та исправно подавала голос на международной площадке, отстаивая интересы своего хозяина. И Вашадзе, пользуясь случаем, не преминул напомнить США о сложившихся между ними отношениях.
"Нравится вам это или не нравится, но Россия - часть большого Кавказа и, естественно, имеет там национальные интересы. Мы бы хотели видеть со стороны России уважение наших национальных интересов, нашего суверенитета и независимости и права для всех государств Южного Кавказа выбирать свое будущее без внешнего вмешательства", - воодушевленно выговаривал грузинский министр американцам. Очевидно, что Грузия расценивает пребывание США на Кавказе как высшее благо, а отнюдь не вмешательство. И даже готова закрыть глаза на то, что Штаты до сих пор сами не определились, в каких границах признавать ее суверенитет.
Тот факт, что у Вашингтона могут иметься собственные серьезные проблемы, почему-то не укладывается в головах грузинских чиновников. Но положение дел от этого не меняется: сейчас США очень озабочены ситуацией в Афганистане. Американские власти никак не могут выкарабкаться из провальной операции, поэтому меньше всего сейчас хотели бы выяснять отношения с кем бы то ни было. В кулуарах же и вовсе пошли разговоры о том, что Абхазия и Южная Осетия никогда не вернутся под территориально-целостное крыло Грузии. Теперь все надеются, что женевские переговоры смогут сломить упрямство господина Саакашвили перед лицом неминуемого поражения, которое теперь - всего лишь вопрос времени.
Разумеется, бросать на произвол судьбы ни Южный, ни Северный Кавказ в Белом доме никто не собирается. После того как закончится афганская антитеррористическая кампания, администрация Барака Обамы, если сумеет взять планку второго срока, вновь активизирует свою политику в регионе. Поскольку Штаты сами стали там заложниками противостояния с Турцией.
Стратегия Джорджа Буша-младшего, направленная на полную "блокаду" Анкары, не способствует развитию многостороннего сотрудничества. Естественно, нынешний американский президент ненамного превзойдет своего предшественника по линии дипломатии. И будет по мере сил и возможностей всячески содействовать Европейскому союзу в сдерживании турецких амбиций по закреплению статуса микродержавы. Однако Обама всячески стремится закрепить за собой роль миротворца, поэтому весь вопрос в том, какими способами будет восстановлено равновесие на Южном Кавказе.
Как показывает практика, в противостоянии между Вашингтоном и "антиамериканским" союзом, под которым подписались Турция и Россия, обязательно должно оказаться государство, обреченное стать той самой разменной монетой в урегулировании региональных конфликтов. Господин глава грузинского внешнеполитического ведомства на конференции "Стратегия США в отношении Южного Кавказа и Каспия", видимо, очень много говорил и мало слушал. Иначе до него давно бы уже дошло, что Грузию никто не воспринимает в качестве регионального управителя. Все просто никак не могут договориться, каким образом ее поделить.