Президента Грузии просили уйти с поста, и он согласился, что перевыборы нужны. Только предложил поменять не себя, а глав городов и поселений. Пообещал оппонентам дать доступ к СМИ, обеспечить независимость судей и приблизить чиновников к народу. В общем, послушать Саакашвили на дебатах в парламенте было приятно. Но в Грузию уже едет посланник США, как говорят - искать замену морально изношенному лидеру.
Основные посылы выступления президента стали известны еще до начала дебатов благодаря публикации интервью и анализа подготавливаемой речи Михаила Саакашвили в издании The Wall Street Journal. Хотя часть публикации ее персонаж на следующий день опроверг, то, что касалось новых предложений по дальнейшей демократизации страны, действительно прозвучало в парламенте.
Главный вопрос на грузинской повестке дня - требование новых выборов. Оппозиция хотела переизбрать президента. Он уходить не желал, и предложил компромиссное решение. Да, перевыборы. Но на местах, на уровне самоуправления. И не сейчас, а весной следующего года - на несколько месяцев раньше задуманного. Кроме того, президент согласился на прямые выборы мэров и переизбрание городского собрания - сакребуло. А чтобы местные выборы прошли безупречно и ни у кого не вызвали претензий, президент предложил укомплектовать новую Центральную избирательную комиссию и завершить этот процесс до конца текущего года, а также утвердить новый избирательный кодекс. Все это в течение весны не раз выносилось на публичное обсуждение. Парламентская оппозиция давно уже благосклонно восприняла эти уступки, а радикалы на полумеры так и не согласились. Президент же в очередной раз заявил, что досрочно уходить в отставку не собирается: «Я уйду с поста в 2013 году, когда закончится мой срок, и передам власть народу».
Второе требование, выдвигаемое во время трехмесячных акций протеста, касалось деятельности средств массовой информации. Вещающие на всю страну общественно-политические каналы находятся под полным контролем правительства. А частные грузинские телекомпании «Кавкасия» и «Маэстро», которые транслируют альтернативную точку зрения, имеют ограниченный ареал. Это было отмечено даже международными правозащитными организациями. И вот Михаил Саакашвили пообещал предоставить возможность всем телевизионным СМИ вещать через спутник.
Президент также пообещал изменить политику редакции Общественного телевидения, сменив состав попечительского совета компании. В частности, он выступил за то, чтобы в попечительском совете, который состоит из девяти человек, по четыре места было предоставлено представителям власти и оппозиции, а одно - представителю гражданского сектора. Естественно в совет дозволят пройти лишь проверенным людям, вроде прикормленных парламентских критиков от меньшинства. Кстати, еще перед дебатами стало известно, что гендиректор Общественного ТВ Грузии Леван Кубанеишвили покинул свой пост. На замещение вакантной должности объявлен конкурс.
В выступлении перед парламентом Саакашвили заявил о недопустимости давления на журналистов, которое оказала радикальная оппозиция, выстраиваясь в коридоры позора у здания Общественного телевидения и подравшись с одним из обозревателей .
Встал президент и на защиту судей. Он пообещал инициировать конкретный законопроект, который даст судье право наказания любого гражданина, вплоть до представителя правительства, если тот попытается оказать на него давление. Уже в сентябре законопроект должен быть представлен парламенту. Но решит ли он проблему, если порочны не только судьи, но и сами законы?
Взять тот же набивший оскомину закон об ужесточении правил проведения собраний и манифестаций. Христиан-демократы не удержались, и попросили таки президента наложить на него вето. По мнению Левана Вепхвадзе, закон нужно дать на рассмотрение Венецианской комиссии, а потом вернуть в парламент и доработать с учетом замечаний международных юристов. Еще один представитель христиан-демократов, Георгий Ахвледиани считает, что этот закон свидетельствует о неспособности властей урегулировать политический кризис в стране.