"Если думать о более далеком будущем этого региона, то следует задуматься над разрешением этих конфликтных вопросов и, возможно, о каком-то вначале, экономическом объединении Закавказья, а впоследствии и политическом... Грузия, Азербайджан и Армения тесно связаны культурой, географией, им никуда не деться друг от друга. Поэтому нужно найти какие-то способы урегулирования существующих проблем. Это может длиться десятилетиями, но, в конце концов, нужно будет все эти вопросы разрешить", - утверждает профессор Йельского университета Фируз Кязымзадэ.
Читайте по теме: Кавказ творит историю заново
На сегодняшний день макроэкономические показатели Кавказа упадочны: только Турция и Азербайджан поддерживают стабильные темпы роста экономики. И среди лидеров кавказских республик все чаще звучит призыв к объединению через экономику, а затем и политику - для стабильности региона. Однако исламский этнос и здесь придерживается идеи отделения христиан. Именно поэтому Грузия и Армения никогда не станут частью Объединенного Кавказа, как того желает Михаил Саакашвили.
Его пропаганда о том, что Азербайджан Грузии большой друг и товарищ, не выдерживает никакой критики. Общность интересов, культуры и языка между Баку и Анкарой настолько тесны, что азербайджанцев вполне можно назвать не отдельной нацией в самом широком понимании этого слова, а потомками оттоманцев. Промышленность почти всех кавказских республик находится в состоянии деградации, а юристами, экономистами и психологами переполнены не только субъекты Российской Федерации на Северном Кавказе, но и центральная ее часть. Возникает логичный вопрос, кто будет обеспечивать одно большое государство, если отдельные республики решат объединиться?
Кавказская конфедерация: Миссия невыполнима
Баку и Анкара пытаются заполучить Нагорный Карабах и отвязаться от геноцида армян в Османской империи, который все чаще выносят на повестку дня в различных международных организациях. Грузия, которая считает Абхазию и Южную Осетию своими территориями, становится опасным рассадником новых конфликтов. Ни у кого нет ни времени, ни желания заниматься укреплением экономических связей, не говоря уже о политике. Она настолько по-разному видится каждой из сторон, что решить конфликт, как ни парадоксально, можно либо вооруженным путем, либо капитуляцией кого-либо из его участников. Дипломатия, которой пользуются Россия, Армения, Турция, Азербайджан и Сакартвело вот уже двадцать лет, не принесла никаких результатов.
Однако вместо религиозного единства господин Кязымзадэ предлагает экономическое. И здесь необходимо понимать, что такой подход имеет право на существование, прежде всего, при урегулировании политических процессов на Кавказе. И внутри республик власти должны не поддерживать узких специалистов, а выработать концепцию единого кавказского рынка. Что, разумеется, на сегодняшний день не представляется возможным - как из-за экономической блокады Еревана, Сухума и Цхинвала со стороны других государств в регионе, так из-за политического кризиса в Грузии, Азербайджане и Армении, где националистические тенденции взяли верх над разумом и прагматизмом.