Турция и Франция находятся на грани разрыва дипломатических отношений из-за вопроса о геноциде армян в Османской империи. В Адыгее идет бумажная война между местным Минюстом и движением "Черкесский конгресс", который борется за признание геноцида черкесов. На другом краю планеты сенат Мексики подписал документ, согласно которому события в азербайджанском селе Ходжалы теперь считаются геноцидом. GTimes нарисовала карту этнических войн вместе с Яной Амелиной, начальником секции кавказских исследований Российского института стратегических исследований.
Кавказ воевал всегда. Последняя большая война была в 2008 году - она развернулась на территории Южной Осетии. Относительно мирно здесь было только во времена безраздельного властвования внешних сил - Российской Империи и Турции, и в более ранние времена. Сейчас государства региона живут каждый со своим уставом. Сложившимся статус-кво довольны только те, кто победил в последних войнах - Абхазия, Армения, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Грузия и Азербайджан жаждут мести. А значит, в теории, межэтнические войны могут повториться. Мы обозначили на карте региона точки, где происходили события, которые принято называть словом "геноцид".
Во времена больших империй и войны были большими, а их последствия - катастрофическими. События начала прошлого века практически стерли с лица Земли Западную Армению. Уничтожение местного населения продолжалось не только в течение 1915 года. Армяне, бежавшие к кавказским берегам на обычных лодках, приплывали сюда начиная с последнего десятилетия XIX века.
На самом кавказском побережье Русско-Кавказская(или в других интерпретациях Русско-Турецкая) война очистила от населения громадные пространства. Победа Российской Империи "ополовинила" население Абхазии, погибли почти все жители северо-восточного берега Черного моря. Можно сказать, что в то время, когда черкесы плыли в Турцию, армяне плыли на Кавказ, спасаясь от турецких янычаров.
Османская империя прекратила свое существование в начале XX века, а Советский Союз - в конце. Во время беспрецедентных по своей жестокости кавказских войн 90-х годов кавказцы уничтожали уже друг друга. Вот места самых жестоких трагедий: Южная Осетия с ее двумя войнами, Грузино-абхазская война, Нагорный Карабах и отдельно - трагедия в Ходжалы, азербайджанском селе, на которое напали и уничтожили армянские боевики.
Сегодня эти жуткие трагедии повсеместно используются политиками в своих целях. Признание всевозможных геноцидов стало своего рода игрой - у кого больше. Вчера Мексика признала события в Ходжалы геноцидом. В копилке Азербайджана теперь еще одна страна, еще одно ощущение маленькой победы. Армения добилась куда большего успеха - во Франции за отрицание факта геноцида теперь будут сажать в тюрьму. В чем смысл таких побед? Только в том, чтобы больно укусить оппонента. Никаких существенных, принципиальных результатов это дать не может.
А тем временем причины, которые вызывали страшные человеческие трагедии, не преодолены, и все может повториться. Об этом мы побеседовали с кавказским исследователем Яной Амелиной.
- Сейчас очень многие борются за признание всевозможных геноцидов. Чем руководствуются в своих стремлениях эти люди, организации, целые страны?