На минувшей неделе консерваторы, которых затмили было другие оппозиционные силы, перешли в наступление. Лидеры партии встретились с экс-министром обороны Ираклием Окруашвили. Поручили Бидзине Гиоргобиани возглавить акции против властей Грузии в Европе. И, наконец, наложили вето на появление в Тбилиси другого бывшего министра обороны - Тенгиза Китовани.
Консервативная партия Грузии (КПГ) входит в Объединенную оппозицию. Однако, между партиями, объявившими войну режиму, уже идет жесткая борьба за будущую власть. «Альянс за Грузию» Ираклия Аласания проводит плебисцит, который практически не отличим от сбора подписей Объединенной оппозиции. «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе то и дело оказывается в центре скандалов по поводу финансирования. Лидер партии «За справедливую Грузию» Зураб Ногаидели специализируется по разоблачительным заявлениям. Во всей этой суете консерваторы поначалу ушли в тень.
Но ни одна из многих оппозиционных партий не намерена сдавать позиций, поэтому консерваторы и ринулись в бой. Они запретили экс-министру обороны Тенгизу Китовани не то что появляться, а говорить об акциях протеста 9 апреля. Напомним, Китовани, за плечами которого свержение первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, в эфире телеканала «Рустави-2» сообщил, что намерен подключиться к оппозиционным силам. h В обществе возникло недоумение в связи с появлением «героя» прошлых лет в эфире «Рустави-2», который ныне считают лояльным режиму. Ведь тому же Окруашвили эфир не предоставили, а Китовани - пожалуйста.
Один из моих тбилисских друзей возмущался: только вас нам и не хватало, господин Китовани! Мы уж и думать про вас забыли, а вы, тут как тут, да еще собираетесь вернуться в Грузию. У вас ведь есть незаменимый опыт: стрелять по законно избранным президентам, улаживать с помощью оружия межнациональные отношения и политические споры... Сами-то вы куда-то потом испарились, ну а мы, вот уже который год, пожинаем плоды этой вашей стрельбы - и в Тбилиси, и в Абхазии, и в других регионах.
Так что консерваторы, по сути, выразили мнение общественности. Правда, придали своему заявлению традиционный ныне для политической тусовки антироссийский уклон. Как заявил один из лидеров КПГ Бидзина Гуджабидзе, приезд Китовани в Грузию и его ожидаемое участие в акциях протеста «явно подтверждает, что грузинские и российские спецслужбы в синхронном режиме разработали план дискредитации оппозиции». «Почему «карманные телеканалы» властей не дают эфирное время оппозиции, но с удовольствием предоставляют его человеку с криминальной биографией, к тому же, «агенту России?» - вопрошал Гуджабидзе.
Приедет Китовани в Тбилиси или нет - выяснится со временем. Консерваторы же провели встречу в Берлине с другим экс-министром - Ираклием Окруашвили, который также намерен вернуться в Тбилиси. По заявлению лидеров КПГ, на встрече было выработано единое видение по организации акции 9-го апреля и политическому обустройству после смены президента Саакашвили, сообщает ИА GHN. В том же Берлине консерваторы - Звиад Дзидзигури и Каха Кукава - встретились с еще одним деятелем, которого в Тбилиси подзабыли. Бидзина Гиоргобиани, тоже из «бывших», вступил в КПГ. Он, по информации ИА GHN, будет заниматься внешней политикой и возглавит за рубежом акцию 9 апреля. Ведь параллельно с Тбилиси выступления планируются во многих европейских странах.
Бывший председатель департамента лесного хозяйства Грузии Бидзина Гиоргобиани заочно обвиняется по ряду статей, предполагающих заключение сроком на 10 лет. Он бежал из страны и получил политическое убежище в Германии. В видео-обращении, направленным грузинским телекомпаниям, Гиоргобиани заявил о причастности МВД Грузии (Вано Мерабишвили) к незаконной вырубке и вывозе леса из Цхинвальского региона.
Между тем, в Европе уже имеется посланец оппозиции, Это - Леван Пирвели,который считается представителем координационного совета оппозиции в Европе. На прошлой неделе он участвовал в конференции в Вене. Официальный Тбилиси оценил ее как антиправительственную.
Ныне всех наблюдателей волнует вопрос: сможет ли грузинская оппозиция сплотиться в единый мощный кулак, или ее революционный запал выльется в междоусобицу и в Тбилиси, и в Европе?
Ирина Пташковская