После убийства Валиуллы Якупова ценность "Азатлыка" в глазах чиновников возросла еще по одной причине. "Власть имущие" стали видеть в этом движении амортизатор для растущих среди молодежи радикальных исламистских настроений. В "Азатлыке", где руководство исповедует ханафитский мазхаб, воздерживаются от близких контактов с "Хизб-ут-Тахрир" или салафитами. Впрочем, умеренность "азатлыковского" ислама под большим вопросом, поскольку замом Набиуллина по идеологии является Айрат Шакиров - салафитский проповедник, более известный как "шейх Умар".
До ареста по делу о теракте 19 июля "шейх Умар" был имамом мечети в райцентре Высокая Гора. Прежде чем стать имамом, он долго находился в ваххабитских джамаатах Северного Кавказа. Его освобождение из СИЗО во многом было делом рук его патрона - главы Высокогорского района Татарстана Рустама Калиуллина. После этого "шейх Умар" вошел в руководство "Азатлыка". Как говорят татарские эксперты, такой поворот карьеры Шакирова был бы невозможен без договоренностей между Калиуллиным и кураторами "Азатлыка" в Казанском кремле.
Сегодня популярность националистических идей в Татарстане спадает. Как сказала GTimes эксперт РИСИ Яна Амелина, "уже в 2009 году активных исламистов в Татарстане было больше, чем националистов". "Это показывает, что сепаратистская идеология по сути проиграла радикальному исламу схватку за умы татарской молодежи", - утверждает Амелина. Наглядной иллюстрацией этого проигрыша служат также результаты визита в Татарстан в конце 2010 года группы экспертов из "Американского совета по внешней политике". Американцы пришли к выводу, что проблема радикального исламизма в Татарстане сейчас гораздо острее проблемы национал-сепаратизма.
"Азатлык" сегодня расценивается татарским чиновничеством как "меньшее зло". Но "умеренный" Набиуллин тоже не вечен. В любой момент его могут устранить. Не исключено, что и сам Наиль может резко сменить окраску, став радикалом. В свое время он уже перевоплотился из язычника-тенгрианца в мусульманина-ханафита. Превращение совсем молодого человека из умеренного ханафита в салафита или вооруженного ваххабита может стать делом краткого времени. Все зависит от внешних факторов, среди которых немаловажной является погода в Казанском кремле, без скрытого покровительства которого Набиуллин вряд ли смог бы так долго выходить сухим из воды.