Казаки, представители общественных палат Ставрополья и такие известные политики как Виктор Казанцев и Сергей Митрохин сегодня приняли участие в научно-практической конференции в Буденновске. Она носила замысловатое название "Теория и практика компатибилитивности культур, обычаев и традиций на постсоветском пространстве: от конфликтов к миру и согласию на Ставрополье и Северном Кавказе". Но речь шла об оттоке русских и способах его остановить. Одним из путей к миру мог бы стать общественный договор между старейшинами.
Форумов, на которых обсуждают положение русских людей на Северном Кавказе, становится все больше. Каждый из них предлагает какие-то пути решения задачи государственной важности — сохранения русского населения как залога российской государственности на южной окраине страны. Вот и в Буденновске, который считается центром восточной зоны края, где замещение русского населения приезжими из Дагестана особенно ощутимо, сегодня состоялась научно-практическая конференция, название которой гости сокращали для удобства до слогана "От конфликтов к миру и согласию на Ставрополье и Северном Кавказе". На ней звучали разные, подчас полярные мнения о том, что нужно делать. Вот атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков предлагал ставропольцам создавать отряды территориальной самообороны, а старейшинам кавказских народов — лучше воспитывать молодежь. А Сергей Митрохин, лидер "Яблока", настаивал на необходимости построения такого государства, при котором преступника должно настигать наказание вне зависимости от национальности.
Предварял конференцию доклад о миграции и занятости населения кандидата исторических наук Бориса Черкесова, который назвал Ставрополье "фильтром" для мигрантов как из соседних республик, так и из закавказских государств. В свое время теперь уже бывший губернатор Валерий Зеренков сильно обиделся на соседа с Кубани Александра Ткачева за то, что тот применил к краю этот технический термин. Но статистика показывает, что Ставрополье действительно принимает все больше и больше мигрантов с сопредельных территорий. При этом коренное население мигрирует в большие города и соседние благополучные края и области Южного Федерального округа.
Замечают ли краевые власти эту тенденцию? Судя по их заявлениям, они не считают убыль русского населения края на пару процентов за восемь лет трагичной, хотя рядом есть реальные примеры превращения субъектов России в моноэтнические анклавы — Ингушетия и Чечня.
Даже в Москве, по мнению главы ассоциации общественных палат Ставрополья Сергея Попова, в отношении "русского вопроса" царит идеологический кризис. "Два года назад приехал сюда Владислав Сурков и, встречаясь с чеченской молодежью, объявил, что мы 20 лет двигались в одном направлении, но, поскольку в Европе вся теория мультикультурализма рухнула, и мы в таком же положении оказались, — припомнил оратор. — Мы взяли западную модель. А у нас свой многолетний опыт сосуществования разных народов, намного древнее, чем в той же Америке, где еще в 60-х годах были лавки для белых и для черных. А мы берем эти модели и пытаемся выстроить межнациональные отношения".
Роль русских в нашем государстве, по мнению Попова, нужно определить в Конституции. "На сегодняшний день, когда в основном законе Российской Федерации отсутствует слово "русский" — это ненормальное положение. Говорят, что если внести в Конституцию положение о государствообразующей роли русского народа, все разбегутся. Чепуха совершенная! Руководитель Чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов говорит, что чеченцы первые поддержат, если русские потребуют этого", — отметил общественный деятель.
Серьезность ситуации с оттоком русских не понимают и в представительстве полпреда СКФО Александра Хлопонина. Под его руководством была создана стратегия развития региона, согласно которой через 10 лет русские останутся только в КБР, КЧР и Северной Осетии, но не как ресурс для модернизации, а лишь как этнокультурная компонента. В остальных республиках их может к тому времени вообще не быть. На эту странную задачу стратегии Сергей Попов, как он рассказал на конференции, уже обращал внимание полпреда. Тот признал, что стратегия была написана "на коленке", но нового документа до сих пор нет.
Правда, руки опускать общественность края не собирается. Тем более за ее плечами есть успех — Ставрополье в конце прошлого года включили в федеральную целевую программу "Юг России", которая на протяжении пяти лет помогала финансово исключительно республикам. Этого результата, как подчеркнул Попов, добились не местные чиновники или депутаты, а именно Ассоциация общественных палат.
Теперь эта организация, ввиду рождественских убийств-терактов в Предгорном и Кировском районах, предлагает руководству соседних республик вместе решать проблему безопасности. "Давайте собираться, смотреть в глаза друг другу и договариваться. Давайте вместе со старейшинами встретимся и выработаем общей документ", — предложил Попов.
С ответным словом выступил заместитель полномочного представителя Дагестана в Ставропольском крае Николай Касимов. Он признал, что молодое поколение в республике за 20 последних лет оказалось упущено, пока федеральный центр занимался своими проблемами. Хорошее образование молодежи не по карману, да и не нужно, потому что промышленность развалилась, а на работу можно устроиться только за взятки. И дагестанцы потянулись в другие регионы России или, под воздействием пропаганды эмиссаров мирового терроризма, ушли в леса. По признанию Касимова, большинство террористов уже не вернуть, поскольку они повязаны на крови. Поэтому их планомерно уничтожают, по пять-шесть человек ежедневно. Но эмиссары, теперь уже в обличье бизнесменов или преподавателей, продолжают приезжать в Дагестан и предлагают деньги за то, чтобы дагестанцы работали на развал России. Но 99 процентов населения республики, заверил выступавший, не хотят войны, а хотят оставаться частью страны, которую считают своей родиной. Что же касается миграции, то Николай Касимов отметил, что ставропольскую землю дагестанцам продавали местные чиновники, и потому виноваты в межнациональной напряженности обе стороны.
На конференции не было ни одного из приглашенных представителей краевой и окружной власти. Этот факт не на шутку задел главного гостя форума — генерала армии Виктора Германовича Казанцева, сопредседателя Организации экономического и культурного сотрудничества стран Кавказского региона, с 2000 по 2004 годы возглавлявшего тогда еще единый Южный Федеральный округ. Недавно он заявил, что полпред Хопонин должен ответить на критику в докладе о Северном Кавказе, подготовленном Институтом экономической политики Гайдара. И вот опять собралась общественность, которая обсуждает болезненные для региона вопросы, а власть в этом не участвует.
Предложение о советах старейшин, которые будут гасить межнациональные конфликты, Казанцев поддержал. "На Кавказе во все времена были самые популярные люди — это старейшины. Не только в республиках, но и в Ставропольском крае старики-казаки. В свое время я начал их собирать, и много было ценного, но потом это все распалось. Новое — это хорошо забытое старое. Надо, видимо, чаще встречаться на этом уровне, и не обязательно сразу всем. А там, где плохо. Например, в Нефтекумске. Пригласить тех и этих и поговорить. Ведь бывает, в одном селе есть конфликт, в другом нет. Если в семье кто-то ругается, глава семьи ведь решает эти проблемы? Надо решать их в поселениях, не обязательно выносить их на всю страну", — отметил Казанцев, намекая, видимо, на скандал с хиджабами в школах. Национальными вопросами, как подчеркнул он, надо заниматься постоянно, а конфликты — упреждать.
После пленарного заседания началась работа по секциям, и там проблемы сохранения межнационального мира обсуждались подробнее, с цифрами и конкретными примерами, и, увы, частым использованием слова "толерантность", которое, как говорят, президент Владимир Путин чиновникам уже запретил использовать. Вместо него ведущий пленарного заседания, руководитель филиала Института дружбы народов в Буденновске Николай Ляшенко предлагал говорить об уважении. Вот с него, пусть оно будет сначала хотя бы уважением к старейшинам, которым предложили диалог, и должен, видимо, начинаться мир на Кавказе.